30.01.2023
Не до любви
Пока телекормилец пытается заставить крайне недорогих россиян хоть чуточку посовокупляться (иначе лет через 10 сверхдержава совсем обезлюдеет, и хозяева жизни с приплодом останутся без прислуги, без охраны, да и барщину некому будет отрабатывать), они вместо этого, твари неблагодарные, дохнут от отсутствия лекарств, тунеядствуют и ноют, что им в созданном начальством элизиуме жить не на что. Удивительно неделикатный народ! Ну, хоть бы для виду пару фрикций сделали, чтоб утешить власть предержащих.
Россияне меняют модель экономического поведения. А как она теперь выглядит?
Нам известно, что произошло с экономикой за прошлый год: потеря 2% ВВП, окрепший после рекордной волатильности рубль, инфляция на уровне 12%. Но до сих пор не было точного ответа, как на эти данные реагируют россияне, как меняют подходы к тратам и сбережениям. Теперь есть.
«Яков и партнеры» совместно с «Ромир» описывают предпосылки так: благосостояние россиян в прошлом году снизилось по всем возможным пунктам. Это касается и ощущения безопасности, и чувства стабильности, а также физического и эмоционального здоровья. Но самая сильная просадка у доходов и накоплений. Они остаются главным поводом для беспокойства.
Поэтому неудивительно, что россияне переключились в режим экономии. Те, кто уже в нем был, стали еще строже относиться к тратам. Простой пример: интерес к товарам повседневного спроса, по подсчетам NielsenIQ, побил антирекорд за восемь лет. В деньгах продажи, конечно, выросли за счет инфляции, а вот в штуках потребление упало на 3,5%. Напоминаю, речь идет о самом необходимом: еде, гигиене, лекарствах.
Понятно, что от более значительных расходов россияне предпочтут отказаться вовсе. Среди категорий, на которых респонденты готовы сэкономить, называют путешествия, одежду, услуги, некоторые данные говорят и о снижении интереса к товарам длительного пользования. Иными словами, времена, когда из-за колебаний курса россияне скупали телевизоры и холодильники, уже в прошлом. Граждане сэкономили даже на праздновании нового года: траты, по данным «Тинькофф Кассы», стали минимальными за пять лет.
Освободившиеся средства используются по-разному. Реальные доходы, судя по данным Росстата, за прошлый год снизились, поэтому самым незащищенным слоям населения пришлось больше тратить на самое необходимое. Остальные совсем не спешат расставаться с деньгами и предпочитают сберегать.
Об этом говорят данные Центробанка: объем наличных за прошлый год вырос на 16%, в реальном выражении это больше 2 трлн руб. Вряд ли это деньги на оперативные расходы: рост произошел во многом за счет пятитысячных купюр. ВЦИОМ подтверждает, что больше трети россиян уверены: если деньги хранятся в банке, лучше их забрать.
Неутешительный итог: неготовность тратить вполне логична: времена турбулентные, нужна подушка безопасности. Но если стимулов не найдется, то последствия будут плачевными. Низкий спрос провоцирует снижение производства, что, в свою очередь, бьет по ВВП, который и так в этом году пострадает. Спад ВВП означает, что государство будет получать меньше налогов, следовательно, меньше тратить. Это тоже предвестник низкого спроса. Получается замкнутый круг.
Редактор «Ъ FM» Иван Якунин специально для @kfm936 t.me/kommersant/46595
https://aleksey-sokoff.livejournal.com/