Один за всех, а все — за бабло. Судороги российского «кина»
Писать о Трёх мушкетерах легко и приятно, ведь даже биндюжники с Винзавода знают сюжет этого масс-шлягера для юных романтиков. Книжку издавали сотни раз миллионными тиражами, но все равно всем не хватало, и когда -то этот экземпляр был сродни поллитры, валюта, на все случаи жизни.
Но мы о кино. А как там у Дюма, нам уже не так и важно. Главное, мы до сих пор не можем понять — миледи отдалась гасконцу по долгу службы или из -за похоти ? И почему эта куртизанка Констанция, легко выскочив замуж за мешок с луидорами, ломалась с де Артаньяном до момента смерти ?
Вариантов для сравнения у нас не густо. Бессмертная классическая версия франко — итальянского производства 1961 года режиссера Bernard Borderie, которую засмотрели до дыр на рубеже смены Хрущева и Брежнева , да и потом она не сходила с провинциальных экранов, годами собирая полные залы.
И уже не такая бессмертная, но надоевшая до смерти, версия Юнгвальда -Хилькевича с Боярским , чьё обаяние способно даже зеленоглазое такси сделать предметом теракта. Последняя версия вытеснила первую на задворки киноманов и восстав из ада в нескольких продолжениях стала предвестником пошлости и убогости будущего россиянского кинА, обеспечив четырём мушкетерам почетное место во всех кулинарно -футбольно — театральных капустниках.
Удивительный случай, но те четыре мушкетера достали половину Советского Союза еще за полтора года до выхода фильма на экран. Там тогда соавторы переругались ( из -за чего ?!) и фильм положили на полку. Фильм , но не песни.
Из всех кассетных магнитофонов СССР где -то с середины 1978 неслось "пора-пора-порррадуемся на своём веку"...как в воду глядели ! Вот и радуемся теперь.
Спрятаться было негде. И когда в декабре 1979 фильм таки достиг телеэкрана, то видеть его уже многие не хотели и не могли. Но их заставили. Повторы шли за повторами, только Штирлиц мог составить конкуренцию.
Надо сказать , что как минимум, пара моментов в том творении заслуживало внимания. Миледи -Терехова была на голову сильнее даже кардинала Ришелье, а Дуров, с его внешностью провинциального и ушлого лавочника отлично вписался в роль капитана мушкетеров. Обсуждать песенки Дунаевского бессмысленно, как и «белые розы» Ласкового мая - для кого-то это навсегда юность и первая дискотека в пионерлагере, оставим им эти «сладостные минуты счастья». Да и я Шатуновла люблю.
Но всё же, промежуточный итог неутешителен. Промежуточный, потому что есть ещё один фильм. Но не всё сразу.
Итак, или импортный фильм, о котором половина тех , кому меньше тридцати, даже не слышали, либо мюзикл позднего СССР , где нет ни Дюма, ни мушкетеров, а несчастная миледи до последней серии не может понять, как она оказалась в компании эти недоумков, и почему короля -клоуна в исполнении Табакова до сих пор не отправили на эшафот, чтобы корону не позорил. А уж как советская лаборантка из НИИ с лицом Алисы Фрейндлих оказалась на троне, может рассказать только сам режиссер, если помнит этот миг.
По сути, сравнивать-то нам не с чем. Самый популярный роман всех времен и народов в России так никогда и не был толком экранизирован, не смотря на то, что , может быть, популярнее, чем во Франции. Поле для творческих решений непаханое.
Попытка не пытка, и Жигунов решился.
Из того что увидено впечатление двоякое – явное желание уйти от комично-музыкального Хилькевича, придать фильму серьезность и остроту политической интриги, а не водевильный вариант рогоносца. Но трюки в стиле Джека-Воробья смотрятся, как виски с осетинского завода.
А выбор артиста на роль главного героя говорит лишь о механическом желании приблизить возраст к оригиналу, но оригиналы того времени, не в пример нынешнему, были намного мужественнее и взрослее, жизнь тогда была суровее и короче. Этот мальчик и до Парижа бы не доехал в XVII веке, ну разве что до ночного клуба в Москве, на такси.
Приятно увидеть мастеров – Этуша и Ланового. Но кроме приятности что ещё ?
Один напрочь выпадает из возраста Ришелье, сполна компенсируя юность де Артаньяна. Второй, настолько бесцветен в откровенно пошлом образе ювелира, что хочется закрыть глаза и… вспомнить похожий образ, но в более раннем фильме 1991 года « Не будите спящую собаку» , где Этуш был и убедителен в окружении Виторгана, Жаркова, Павлова и точен , как снайпер показав типичного подпольного дельца развитого социализма.
Ну а герцог Бекингем с таким лицом обсуждает подвески королевы, что кубинский кризис и рядом не стоял. К чему этот психологический всплеск для любовного романа двух бездельников?
Образ короля в фильме - это «Жмурки» Версаля! Этот «парень из нашего города» вполне бы потянул на место смотрящего за авторынком, ему только ТТ не хватает. И малинового пиджака. Цепь-то есть.
Русское кино так и не может сбросить с себя груз- 200 постсоветской операции-кооперации.
То подражаем Голливуду, причём там, где нам «до парижа только раком», то пытаемся вспомнить лучшие образцы кино СССР, с его психологизмом и драматичностью, но… рожи выдают, в них психологизьму ровно на то, чтобы выбрать между туром в Таиланд и ремонтом санузла.
В общем, «Три мушкетера» снимать не стоит, нет мушкетеров в этом времени, нет даже тех, кто может ими притвориться.
По материалам «Рудольф Чичиков, echo.msk»