«Абсолютно злой» Асад переиграл всех
Соединенным Штатам придется начать диалог с президентом Сирии Башаром Асадом, признался накануне госсекретарь Джон Керри, выступая в передаче «Лицом к нации» на телеканале CBS, в четвертую годовщину начала сирийской войны.
«В конечном итоге нам придется вести переговоры», – сказал Керри. На этот раз Керри воздержался от обязательных ремарок о том, что режим Асада – это «угроза человечеству», он не имеет права на существование, что Асад непременно должен уйти.
Одно из американских агентств новостей чуть подыграло госсекретарю, назвав это заявление «некоторым смягчением» курса. На самом деле это разворот курса на 180 градусов и признание тотального фиаско политики Запада в Сирии в последние четыре года.
Зато агентство совершенно верно связало это «небольшое смягчение» с появлением на Ближнем Востоке новой угрозы – армии боевиков ИГИЛ. Эксперты газеты ВЗГЛЯД буквально на прошлой неделе тоже предрекали такой сценарий, правда, они не рассчитывали, что отрезвление наступит так скоро. Примирение с Дамаском стало побочным эффектом от готовящейся «ядерной сделки» Вашингтона с Тегераном, а Тегеран, как известно, опекает Башара Асада.
Гражданская война в Сирии, которую Штаты активно раздували, обошлась в более чем 200 тысяч жизней и породила хаос, из которого в итоге возникло ИГИЛ. Однако Керри не стал почему-то признаваться в ошибках. Напротив, он тут же попытался завуалировать свое признание рядом потешных оговорок, изобразив дело так, будто Штаты давно сами хотели вести разговор с Дамаском, да вот Дамаск упирался. Но ничего, теперь Штаты заставят Башара Асада вступить с ними в диалог. А то он вроде игнорировал. «В итоге нам придется вести переговоры (с Асадом). Мы всегда хотели делать это в контексте (межсирийских переговоров) «Женева-1», – сказал госсекретарь и подчеркнул, что США намерены заставить лидера Сирии «пойти на это». По словам Керри, этим Запад продемонстрирует, что «все ищут политическое решение»: «Это тот (процесс), который идет прямо сейчас. И я убежден, что при помощи наших союзников и других (стран) давление на Асада возрастет».
Однако часть аудитории, которая не страдает склерозом, помнит, что все четыре года Штаты изображали Башара Асада абсолютным злом, как нового Гитлера. Первым пунктом в любых мирных переговорах было требование отставки Асада.
Примечательно, что одними из главных глашатаев, объявивших еще в марте 2011 года «Асад должен уйти», оказались два деятеля, которые с тех пор уже сами ушли – Хиллари Клинтон, предшественница Керри, и президент Франции Николя Саркози. Они ушли, а Асад остался.
Сирия стала третьей уже страной арабского мира, оказавшейся мишенью западных интервентов за последний десяток лет. Если Ирак был просто оккупирован, а Ливию разбомбили, то в Сирии, как известно, вмешательство было косвенным, чужими руками, но зато продолжается оно уже четыре года.
Официальная цель всех трех интервенций совпадала – свергнуть диктатуру ради спасения рядовых ее жителей от истребления и гнета. Итог везде одинаковый: рядовые жители всех трех стран продолжают истреблять друг друга в ходе трех гражданских войн. Сирия даже «поделилась» своей гражданской войной с соседним Ираком, так что теперь она у них как бы общая.
Итак, Вашингтон признал, что его стратегия в Сирии провалилась. Вертевшуюся четыре года пластинку с хитом «Асад должен уйти» наконец заело. Американской дипломатии предстоит смирить гордыню и сесть за стол переговоров с теми, кому еще вчера она отказывала в праве на существование.
По материалам "Юрий Зайнашев, vz.ru"