Копят на смерть или по ком звонит колокол
Экономист Мария Иваткина напомнила, что Фонд национального благосостояния наполнился настолько, что его пора тратить — как обещал в свое время Антон Силуанов. Однако пока пенсионеры перебиваются «пустыми щами», Минфин отправил 8 трлн на Запад. Непростую арифметику министра Иваткина представила в авторской передаче.
Мария Иваткина говорила о наполняемости Фонда национального благосостояния (ФНБ) — на сегодня объем превысил 7 процентов ВВП, и это психологически важная отметка. Дело в том, что еще три года назад министр финансов России Антон Силуанов говорил: будет 7 процентов, начнем тратить.
«Деньги стройными ручейками побегут в российскую экономику. Но шампанское дало осечку. Про прежние обещания в правительстве, кажется, забыли, — напомнила Мария Иваткина. — Если быть точной, то в Фонде национального благосостояния сейчас находится 8 триллионов рублей или 7,2% ВВП. Это деньги, которые лежат на счетах в иностранных банках, потому как принято считать, что там надежнее, или на них куплены казначейские облигации „стран-партнеров“. В том числе американские. Нет для России ближе „партнера“, чем США...»
Что такое Фонд национального благосостояния? Мария Иваткина предлагает следующее ассоциативное объяснение. Представьте, что у многодетной матери в серванте стоит шкатулка с украшениями. Там и перстни с бриллиантами, и рубиновое колье, и браслеты из натурального жемчуга...
«И вот, облачившись во всё это роскошество, мать идёт к столу, по которому звенят ложками многочисленные отпрыски. Рука, увешанная дорогими цацками, тянется за половником и разливает по тарелкам пустые щи. Без мяса. Примерно то же самое происходит в российской экономике».
Был и пример «пустых щей» в российских реалиях.
«Мне тут недавно написал „ВКонтакте“ крымчанин Александр Журавлёв и рассказал, что ему и ещё 25% жителям полуострова пенсии не индексируются уже на протяжении 5 лет из-за погашения разницы в начислении выплат по российским законам и украинским. Работающим пенсионерам всей остальной России выплаты тоже не пересчитываются в большую сторону. Уже 3 года. Ещё в 2016 году Силуанов и компания посчитали, что это лишнее. Тогда цена на нефть упала, бюджет сводился еле-еле. На ком было экономить? Конечно же, на стариках. С высоких трибун говорили: тяжелые времена отступят, и индексация возобновится. Но замораживать пенсии так понравилось, что отказываться от этой практики никто не собирается».
В то же время 8 триллионов вложены в долговые бумаги иностранных государств. По сути, эти деньги оказывают поддержку экономикам других стран. Идея с кубышкой была придумана еще в начале нулевых тогда еще министром финансов Алексеем Кудриным. Он создал стабилизационный фонд. Позднее стабфонд распался на 2 составляющие: резервный фонд (его быстренько потратили) и Фонд национального благосостояния, напоминает Иваткина. Последний был создан для выполнения социальных обязательств перед пенсионерами. Вот информация с сайта Минфина:
«Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда».
Таким образом, если ФНБ создан ради пенсионеров, то зачем было начинать весь сыр-бор по поводу пенсионной реформы, который уже продолжается второй год и лихорадит всю страну? Пенсионный возраст подняли. Обещанного повышения на тысячу рублей пенсионеры не получили. А теперь еще в правительстве поняли, что совершили глупость, такого количества рабочей силы рынок не переварит и нужно сокращать рабочую неделю. «Паноптикум!» — говорит Иваткина.
«Ну раз пенсионный возраст не откатишь, так давайте хотя бы выплаты по старости повышать из средств Фонда национального благосостояния? Он же для этого создан. Таким образом увеличится потребительский спрос среди людей старшего возраста. Они купят в магазине не только кефир, но ещё и бифидок. Это даст импульс развитию заводов и предприятий. А те отблагодарят казну налоговыми отчислениями, — размышляет Мария. — Но, кажется, в правительстве этого не понимают. Или не хотят понимать? Реальные располагаемые доходы граждан страны падают уже шестой год подряд. В Минфине о том, чтобы распечатать ФНБ, речи не ведут. А Центробанк, который как кощей чахнет над инфляцией, выступил с предложением: давайте на 7% ВВП останавливаться не будем, а продолжим копить. Зачем копить? На что? Никто не объясняет. Украшений в шкатулке становится всё больше, а суп для населения всё жиже. На сегодня это всё. Берегите себя и свой кошелёк».
Прихожу в автосалон. Сдаю свою таратайку в трейд-ин за 250 тыщ. Беру иномарку за 750 тыщ. Всё оформляю как надо, а потом сотрудникам салона заявляю — катайтесь, робята, на моей машине, кто куда хочет, а я пешком похожу. Что подумают про меня сотрудники автосалона? Правильно. Дебил, а не лечится. Теперь с нашим газом. Какие-то уроды куда-то сплавили наш газ, деньги за него там же остались. Сколько денег и где — никто не знает. Мы остались и без газа и без денег. Только правители убеждают всех нас, что деньги где-то там вроде как есть. Цирк, да и только.