Крах российской науки
Всем известно, что советская наука была одним из мировых лидеров. Советские ученые активно вели разработки в микроэлектронике, физике, химии, вирусологии и множестве других наук. Однако, с распадом СССР и приходом эпохи либеральных реформ и капитализма ученые оказались не нужны.
Как видно из графика выше, если в РСФСР было 1 миллион научных работников, то к нашему времени их осталось менее 400 тысяч. Это неудивительно, ведь из России ежегодно уезжает 70 тысяч ученых в год из-за крайне скромных зарплат и неприемлемых условий труда.
До недавнего времени российская власть не видела никаких проблем в том, что из страны уезжают ученые. Со слов пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова ученые уезжают из России, так как в других странах для них созданы более комфортные рабочие условия. Так что нет проблем!
Нужно признать еще и тот факт, что на качество и количество научных кадров сильно повлияли 30 лет «реформ и оптимизаций» российского образования. Введение ЕГЭ и реализация прочих подобных инициатив привели к тому, что если на 1990 год СССР входил в тройку лидеров по качеству образования, то к 2012 году мы оказались на 35 месте.
Согласно данным ЮНЕСКО в 1990 году СССР занимал 3 место уровню образования. На сегодняшний момент Россия занимает 39 место в мире, уступая даже Аргентине, Польше и Греции.
С 1990 года по сегодняшний день в России было 5 Нобелевских лауреатов. 4 премии по физике (ну лауреаты за бугром всё одно, кроме покойного Алфёрова) и одна премия мира, которую еще в 1990 году получил Горбачев, который к России имеет весьма специфическое отношение.
За те же 30 лет СССР получил 12 «нобелек», если же считать, именно премии за науку, то есть без литературы и премии мира, то выходит 8 премий, которые получили советские физики, химики и экономисты.
Такой упадок образования и науки в нашей стране неудивителен, так как после 1991 года, Россия из авангарда социалистического мира, альтернативы капиталистическому пути развития, превратилась в периферийную страну капитализма с ресурсо-ориентированной экономикой.
Такой стране не нужны писатели, ученые, мыслители, да даже учителя не особо-то нужны. Это прямо заявлял бывший министр образования России Фурсенко, который говорил о том, что «воспитание человека-творца – это недостаток советской системы образования, сегодня же стоит задача воспитать квалифицированного потребителя, который будет пользоваться результатами творчества других».
Если на высшем уровне говорят о том, что стране нужны потребители, а не творцы, то, неудивительно, что качество образования падает, а все военные новинки– это лишь модифицированные советские разработки.
Даже такой диссидент как А. Солженицын, и то вынужден был признать на общем собрании РАН, посвященном ее 275-летию, что «ещё никогда за три века своего существования на Руси наука не была покинута в таком пренебрежении и нищете».
До наступления мирового финансового кризиса, наш лидер постоянно отчитывался об успехах в возрождении науки, часто были слышны заверения о необходимости инновационного развития — то Медведев на телеэкране премии молодым ученым раздает, то наш лидер посещает институт ядерных исследований, то осматривает заводы, когда-то в советское время производившие на экспорт великолепные самолеты. Мол, и зарплату ученым повысили и, дескать, РосНано организовали (но для распила денег пригласили известного пильщика бабла Чубайса).
Ежедневный театр кремлевских миниатюр показывает нашего лидера за рутинной работой. Премьер и президент принимают министров, посещают предприятия и заводы, но вот никак у них руки не дойдут до возрождения российской науки. Конечно, Куршавель и эти театры кремлевских миниатюр важнее.
О качестве науки в нынешней России можно судить по общепринятым критериям научной значимости. По числу опубликованных работ за 1993—1997 годы Россия находилась на 7-м месте в мире, а вот по количеству цитирований на одну работу она занимала 89-е место среди 100 стран. В последующем положение продолжало ухудшаться.
Сейчас в среднем по числу цитируемости в расчете на одну статью российская наука занимает 120 место среди 145 стран (то есть скатились уже с 89 места). Российские статьи цитируют в среднем в 1.6 раз реже, чем, к примеру, греческие. Вывод отсюда совершенно простой — в настоящее время имеет место опасная тенденция к провинциализации и деградации российской науки. Даже неучёный Греф обратил внимание на то, что доля научных публикаций за последние 10 лет сократилась в два раза, и по этому показателю мы уж отстаем от США в 15 раз . По данным В. Маркусовой , научного руководителя гранта INTAS (европейское агентство, финансирующее совместные проекты ученых Европы и стран бывшего СССР), вклад России в мировую науку за 15 лет сократился в 15 раз и ныне составляет 3.75%.
В годы советской власти СССР давал в среднем 13,9% общего числа мировых открытий и технологических прорывов. Если царская Россия входила в число первооткрывателей за счет географических путешествий, то СССР в 60-70 г. выдвигался за счет ядерной энергетики и космоса.
За годы 1926—1940 гг. (бурная индустриализация) вклад составил 16,4%. За предвоенное одиннадцатилетие (1930—1940 гг.) вклад советских ученых в мировой научно-технический прогресс составил 17,6%. За все Сталинские годы 1923—1953 вклад составил 14,4%.Вопреки распространенному мнению, брежневские годы по эффективности были не ниже, а даже выше хрущевских. В 1970—1979 гг. вклад советских ученых составил 18%.
После разрушения СССР наступил настоящий коллапс российской науки. Видимо, все дело в финансировании. И действительно, срезание финансирования науки после 1990 года сразу сделало невозможным открытия. И только деятельность ученых из Дубны и исследователей космоса поддерживали рейтинг российских исследователей вплоть до 2000 года. Всего за годы существования нынешней демократической России доля российских открытий снизилась до 4,4%.
Советская наука лидировала, занимая второе место после американской. Советские ученые были широко представлены среди членов научных организаций зарубежных стран. Если СССР был страной творцов, то нынешняя Россия стала страной торгашей и взяточников. В ней не востребованы научные открытия и изобретения, поэтому готовящиеся в вузах инженеры и исследователи, да и другие дипломированные специалисты не находят себе применения и либо переквалифицируются, либо уезжают из страны. Единственная условно производственная отрасль, которая хоть как-то сохранилась, еще держится и продолжает самовоспроизводиться, является атомная отрасль, и то за счет многих десятилетий советских разработок и наработок.
Лидер нации довел великую русскую науку до такого блестящего уровня, что она стала хуже, чем наука Молдавии и Румынии.
Ещё одним способом оценить уровень развития российской науки может стать сравнение России со странами Третьего мира. Одной из таких страна является Бразилия.Бразилия интенсивно развивает свою собственную промышленность, а не только отверточные производства, как нынешняя Россия. Бразилия производит свои легковушки и грузовики, двухэтажные туристические автобусы, которые Россия делать не умеет. Сначала она закупила лицензию, а сейчас перешла на полномасштабное производство на базе собственных комплектующих. Автобусы из Бразилии экспортируются в Южно-Африканскую республику и прекрасно там себя зарекомендовали. Она уже давно обогнала Россию по производству и экспорту пассажирских самолетов, а ведь СССР по производству самолетов занимал второе место в мире после США и выпускал весь спектр самолетов и вертолетов как пассажирских, так и боевых. Бразилия занимает первое место в мире по производству сахара из сахарного тростника. Часть сахара перерабатывается в дешевый этанол. Поэтому недавно, после открытия новых месторождений нефти и запуска промышленного производства этанола Бразилия перестала покупать нефть. Повсеместно строятся двухрядные дороги без пересечений. Причем бразильцы разработали такую технологию, что при ней не требуется эстакад, а пересекаемые дороги встраиваются в общее движение, и после разворота выходят с другой стороны. В Бразилии уже почти все города Юго-Востока и столица Бразилиа соединены между собой прекрасными автострадами. В России же, не считая Московской кольцевой дороги, пока есть только один участок подобной, без пересечений трассы. Это Москва-Тула. Строится подобная трасса на Смоленск. И все!!! Это даже меньше, чем в Южно-Африканской республике. В Бразилии имеются прекрасные аэропорты в Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло и Бразилиа.Там нет увлечения мифическими нанотехнологиями.Там просто делают рутинную работу — развивают свою науку. Так что даже страны третьего мира уже обошли Россию в плане развития науки и вообще по ряду показателей, пока тут усердно пилят в чиновничьих кабинетах оставшееся от распиливания грантов бабло.
https://zen.yandex.ru/media/id/5e1e43356f5f6f00ad07a0ba/krah-rossiiskoi-nauki-620d9ebb2b3b7e4334bc5396?&
Если точнее, у России ноль Нобелевских премий по физике. Алфёров, Гинзбург и Абрикосов получили премии за исследования, сделанные в СССР. Гейм и Новосёлов занимались исследованиями в Великобритании.