Мигранты рушат русские памятники за 1700 в день: Кто платит? Московское правительство
Если вы захотите поработать на реставрации Новодевичьего монастыря, то это не просто, а очень просто. Для этого не потребуется ни диплома, свидетельствующего о наличии какой-либо из строительных специальностей. Ни трудовой книжки, ни справок и прочих бумажек. Надо быть лишь согласным на получение 1700 рублей в день за работу (на руки).
И при этом лучше быть ещё узбеком или киргизом по национальности. Если вы удовлетворяете этим требованиям, то ровно к 8:30 подходите к воротам Новодевичьего монастыря и спросите там бригадира Джалала, невысокого этнического узбека из Джелал-Абадской области, который даже в тёплую летнюю пору не снимает с головы лыжной шапки. Ещё он откликается на русифицированное имя Женя.
Ни квалификации – ещё раз, ни какого-либо оформления... Чёрный нал – и гуляй, Петя. Или, на киргизский лад, Пирмат. Это же подтвердили и сами работавшие неподалёку парни из Узбекистана. Что вполне объяснимо, поскольку их основной инструмент – лопата и лом, против которого, как известно, нет приёма.
Основной инструмент реставратора – лопата и лом, против которого, как известно, нет приёма. Фото: телеканал Царьград
Именно этими ломами сии труженики выворотили кучу надгробных плит, что вызвало очередной скандал вокруг реставрации Новодевичьего. Надо сказать, что процессу реставрационно-восстановительных работ в монастыре везёт на скандалы, а вот на саму реставрацию – пока как-то не очень. Тут и истории, связанные с уголовными делами в отношении высокопоставленных чиновников Минкультуры, и использование таких материалов при реставрации, которые, мягко говоря, не совсем отвечают историческому облику объекта, а то и вовсе пожар на отреставрированной колокольне.
Историческая и научная ценность? А остальное можно забыть, уничтожить, расколоть? Наплевать просто на человеческую память, на то, что не последние люди Империи нашли здесь последний приют? Фото: телеканал Царьград
Вот и недавний скандал, разразившийся из-за надгробных плит с монастырского некрополя (не путать с Новодевичьим кладбищем), оказавшихся частично сколотыми, расколотыми, частично – просто сваленными в кучу, вышел за пределы монастырских стен в публичное пространство. Напомним кратенько историю последнего по времени скандала. Искусствовед Мария Санти по просьбе одного телеграм-канала прошла по территории монастыря, где ранее обнаружила среди строительного мусора вывороченные, разбросанные и разбитые надгробия некрополя. Картина резко контрастировала с тем обстоятельством, что Новодевичий монастырь – объект культурного наследия федерального значения. В 2004 году его включили в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Когда Санти пришла туда со съёмочной группой, оказалось, что вывороченные и разбросанные где попало надгробия местные рабочие – видимо, по распоряжению руководства, – те самые гастарбайтеры из числа мигрантов, собрали и уложили в кучи возле стен. Некоторые даже сложили в стопочки на поддоны.
Три источника археологического оптимизма
После того как эти факты были преданы огласке и получили массовый негативный резонанс в соцсетях и среди общественности, в «бой» вступила «тяжёлая артиллерия», как и положено, увешанная всяческими регалиями. Ответственный за археологические раскопки на территории монастыря – заведующий отделом археологии Московской Руси, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Леонид Беляев – объяснил взволнованным «несмышлёнышам», что они неправы. К нему присоединились специалисты «Архнадзора». Практически в унисон они озвучили несколько позиций, которые, если принять их во внимание, доказывают, что общественность «напрасно возбудилась».
Первое: надгробия, о которых идёт речь, были перемещены со своих мест ещё во времена советской власти, в 20-30-х годах прошлого века. Именно тогда, мол, и произошло разрушение некрополя, а с нынешних «рукой водителей» реставрации спрашивать тут не за что.
Второе: всего несколько надгробий имеют научную и историческую ценность. Остальные, мол, так себе – обычные кладбищенские семейные памятники статским и военным чинам Российской Империи, среди которых нет ни одного святого. А вот могила героя Отечественной войны 1812 года, лихого гусара Дениса Давыдова, ничуть не пострадала.
Третье: по окончании реставрационных работ большая часть надгробий из оставшихся более-менее целыми вернётся на свои прежние места. Ну, как на прежние места? Приблизительно. Те, про которые смогут вспомнить, где они находились, с уровнем погрешности сто квадратных метров.
Сейчас, когда на территории Новодевичьего монастыря ведётся укладка газонов, дорожек, они всем мешают, поэтому недавно их перенесли в юго-западный угол. Что касается исторической ценности этих надгробий, то среди них есть порядка десяти, на которых сохранились надписи. Это остатки некрополя, они представляют мемориальный интерес. Ранее они лежали в нишах,
– объяснил руководитель Новодевичьей экспедиции Института археологии РАН профессор Беляев журналистам.
Не знаю, кому как, но меня эти объяснения задели за живое. Нет, я, безусловно, знаю про профессиональную деформацию психики, некий цинизм, зачастую наносной, который свойствен, например, врачам, полицейским, даже журналистам. Тем, кто сталкивается с изнанкой жизни чаще представителей других профессий. Но вот чтобы такое развилось у учёных – это для меня открытие.
Очередная контора «Рога и копыта» готова принимать участие в реставрации объекта культурного наследия мирового значения. Фото: телеканал Царьград
Историческая и научная ценность? А остальное можно забыть, уничтожить, расколоть? Наплевать просто на человеческую память, на то, что не последние люди Империи нашли здесь последний приют? Да если бы и последние, что с того? Как, кстати, надгробные плиты, которые находились в нишах, если верить профессору, могли помешать прокладывать дорожки и устраивать газоны? Где, к слову, там новые газоны и дорожки, которым мешали плиты и памятники? Я их почему-то не заметил. Почему не была произведена фото- и видеосъёмка местности перед началом работ, не осуществлена привязка каждого объекта к ориентирам на территории? Это сделал бы перед началом работ даже такой профан в археологии, каким являюсь я, а не то что профессор и доктор наук. Или это не входит в обязанности заведующего отделом археологии Московской Руси, который в своё время «прославился» высказанным им утверждением о чрезмерной «мифологизации» Андрея Рублёва в истории русской культуры и русской истории вообще?
Свалить всё на советскую власть, которая всегда и во всём виновата, – это уже испытанный приём. Но давайте будем справедливы: надгробия в кучу строительного мусора свалили не при ней, а сейчас.
«Скажите, Киса, как художник художнику...»
Многочисленные скандалы при проведении реставрационных работ Новодевичьего монастыря привели к тому, что правительство в лице министерства культуры выбрало единственного главного оператора реставрации – Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»).
Организация заслуженная, с 2015 года ставшая акционерным обществом. В её штате, согласно данным за 2019 год, трудятся 584 человека, более 170 из которых являются художниками-реставраторами. Но как тогда на территории Новодевичьего оказались многочисленные гастарбайтеры? А очень просто. У самого МНРХУ нет ни строительных мощностей, ни достаточного количества рабочих строительных специальностей. Работы ведут субподрядчики. МНРХУ участвует в многочисленных тендерах в соответствии с законодательством о госзакупках. В качестве поставщика услуг МНРХУ участвовало в 179 тендерах на сумму свыше 12 миллиардов рублей. В статусе заказчика работ или товаров – в 93 тендерах на сумму почти 989 миллионов рублей. Именно будучи заказчиком, МНРХУ и подряжает субподрядчиков в виде различных ООО, а может, и ИП на выполнение строительных работ, расчистку территории и тому подобное. Причём кроме цены вопроса к исполнителю работ – и то при условии, что победивший субподрядчик не является очередной «прокладкой» на пути к следующему, низшему уровню непосредственного исполнителя, – предъявлялись зачастую только два требования. Нет, не угадали, ничего про квалификацию сотрудников, лицензии и почую неважную для тендера от МНРХУ «туфту». Первое условие – чтобы подрядчик не фигурировал в реестре недобросовестных компаний. И второе – чтобы компания была представителем малого бизнеса.
Всё меркнет перед историей некрополя Новодевичьего монастыря, где втоптали в грязь и выкинули на свалку нашу историю и память. Фото: телеканал Царьград
И всё. И очередная контора «Рога и копыта», хоть позавчера организованная, готова принимать участие в реставрации объекта культурного наследия мирового значения. И что с того, что у неё штат – директор и уборщица (по совместительству – главбух), а из инвентаря – сломанный веник? Джалала знаете? Джалал найдёт рабочие руки. Сейчас тем более: россияне стали меньше строить загородных домов из-за падения доходов, так что рук свободных на рынке – только кликни.
Убытков несчитано, шедевры утрачены
Как ободрил меня один из парней-узбеков в Новодевичьем:
Квалифихаций не нада. Разный рабочий давай. Лопата брать, лом, копай, таскай.
И вся недолга.
А потом начинается… Маска бога Меркурия на доме выдающегося архитектора Фёдора Шехтеля в начале Мясницкой превращается в какую-то глумливую пародию на монголоида с невытертым носом…
На доме Бадаева в Санкт-Петербурге лепная нимфа музыки со скрипкой в руках превращается в очередного монголоида…
На горельефах доходного дома XIX века австрийского архитектора Августа Вебера в Сверчковом переулке всё той же Москвы девушки-красавицы превратились после ремонта или реставрации даже не в монголоидов, а в каких-то уродливых гуманоидов-инопланетян, не меньше. Причина проста: рабочие сначала снесли их головы – ещё в 70-е годы, а в наши дни им слепили новые – что сумели и из того, что было.
Нет, понятно, что реставраторы из гастарбайтеров никакие, да и изображать фигуры и лица людей им религия запрещает. Вот в области ковровых узоров они наверняка мастера, но ведь никто узор ковра вместо ангела и нимфы не заказывает. https://www.youtube.com/embed/Z3wIsseUF50?rel=1&fs=1
Аналогично и в Ростове-на-Дону. Там в особняке Шварца просто срубили лепнину и закрасили фасад по новой. Как не бывало. В другом особняке в том же городе на фасаде вместо отколотой лепнины, изображавшей цветы, в стену замуровали и заштукатурили донышки полуторалитровых баклажек. Возможно, даже пивных. А зачем мучиться и что-то там стараться изображать? Дёшево и сердито. И вообще, это бригады по ломанию и сносу, а не по созданию художественных образов. Вон в Питере не так давно ещё с одного дома лепнину сбили шар-бабой, только маленькой. Один дворник позвонил, сказал, что «щика тюрка» может упасть на головы прохожих. Другой специалист приехал, помахал гирей на верёвке полчаса. И – как не было той лепнины.
В Санкт-Петербурге мигранты повредили фасад только что отреставрированного особняка К.Н. Корфа (XVIII век). Усадьба XIX века в подмосковном Королёве Лапино-Спасское, включённая в государственный реестр памятников истории и культуры, была превращена в ночлежку для мигрантов.
А ещё… а ещё… а ещё… Десятки, если не сотни примеров. Безответственности, равнодушия, не говоря уже о ставшей привычной коррупции. А когда что делается, то у таких мастеров главное, "чтоб всё такой красивый быль, даже чтоб блистел".
А ведь миллиарды на это дело идут, которые по рапортам и отчётам добросовестно осваиваются.
Но и это всё меркнет перед историей некрополя Новодевичьего монастыря, где втоптали в грязь и выкинули на свалку нашу историю и память. Причём, ради Бога, я не виню узбеков и киргизов – они не виноваты, они даже не знали, что это за «старый камень тут лижаль», «надо лучше на новый красивый плитка поменять» и «будит тада красивый и блистель».
Что делать?
Можно, к примеру, сделать онлайн-трансляцию ведения работ. Чтобы любой желающий мог в любое время суток удостовериться в том, что там происходит. Стоимость камер невелика по сравнению с масштабом возможных разрушений.
Можно, наконец, на сайте МНРХУ публиковать регулярные отчёты о том, как расходуются государственные миллиарды рублей. Кто побеждает в тендерах, что собой представляют эти компании, как идут работы. А то ведь, не поверите, последняя новость там от 18 июня нынешнего года. И как раз о том, что мэр Москвы Сергей Собянин вместе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой «осмотрел ход реставрационных работ в Новодевичьем монастыре».
Когда мы говорим о культуре, необходимо говорить не только о таких уникальных жемчужинах культуры, но и в целом о городской среде. Она должна быть культурной, приспособленной для жизни горожан, и, конечно, она должна сохранять свою историю, своё знание о прошлом. Без знания о прошлом, без культуры прошлого невозможно построить будущее,
– заявил тогда Собянин. А в сообщении особо подчёркнуто, что «за счёт города первозданный вид возвращают надгробиям некрополя».
А в сентябре грянул скандал, связанный с этим самым некрополем. Это что, получается, Москва из своих денег ещё и заплатила за вот такой «первозданный вид»? То есть попилили заинтересованные лица? Нашу историю в том числе...
Сергей Семёнович, извините, а Вам не кажется, что Вас на… Э-э-э, как бы это помягче и поинтеллигентнее выразиться... вводят в заблуждение? Или Вам образования не хватает? Это ж не бордюры раз в 3 месяца обновлять... Спросите Джалала – он не даст соврать. Он там в шапочке лыжной каждое утро у ворот.
Да, этого оленевода-лимитчика давно пора в отставку и гнать его из Москвы, ему не было доверия и не будет, пусть валит в свою тайгу туда, откуда приехал. Чужим здесь в он Москве был, чужим останется. Деньги за ливневки под плитками где, теперь Москва летом превращается в Венецию.
Москве нужен новый МЭР — коренной житель Москвы, молодой, нормальный, Русский по национальности, адекватный, который любит свой город и будет любить его всю жизнь и беречь , а не тот который тупо зарабатывает на нем. Нужен тот, который наведет порядок в нашем городе, выгонит всех мигрантов за пределы Москвы и России, особенно тех которые занимаются криминалом, грабежами, воровством. Москве нужна чистка, нужно прекратить незаконную уплотненную точечную застройку, очистить ее от всех паразитов...