Мэрский отстой или дозор по-кыгылымски
В столичном общественном транспорте с прошлой недели ужесточили контроль за «безмасочниками». За пассажирами метро и наземки стала надзирать еще одна служба — ГКУ Москвы «Организатор перевозок». Горожане уже прозвали их «нервирующими бригадами». Кто эти люди в серых формах и что они могут потребовать от граждан?
В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.
Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.
На днях спецкор «НИ» оказалась в эпицентре такого рейда. На кольцевой станции две сотрудницы «Дозора» в сопровождении двух стражей порядка зашли в вагон метро и настойчиво просили каждого пассажира надеть маску, при этом они не проходили дальше, пока пойманный ими «безмасочник» не выполнил их требования. На форме у сотрудниц также был жетон и встроенная система видеонаблюдения, в руках — планшеты и папки для бумаг.
У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».
Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.
Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.
В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.
У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.
«Традиция раздавать что-либо, кроме *** [лютости], простите, кроме подзатыльников бесплатно, отсутствует в нашей современной культуре полностью. А главное, посмотрите, с каким удовольствием всё это проделывают исполнители. Вот она — власть. Хоть маленькая, хоть временная, но ВЛАСТЬ!» — комментирует Михаил Боголепов.
«Сколько бездельников создают видимость работы. А мы оплачиваем их бестолковую деятельность через бюджет! До чего мы дошли...», — вопрошает Амалия Геворкова.
«Нет жетона и данных на нём – бандит, и разговаривать не надо! Взяли моду: ни полиция, ни контролёры не показывают свои данные, а с людей требуют паспорт, который НИКТО не обязан носить с собой!», — возмущается Галаго Г.
«Какое рвение... какой энтузиазм. А если им выдадут оружие, электрошокеры., баллончики с газом и наручники? Нарядили тетю – ужас», — пишет Кирилл Ионов.
Но каковы границы полномочий у ГКУ "Организатор перевозок?
— Они могут просить, призывать надеть маску и перчатки, но не могут принудить это сделать, иначе это будет уже вторжением в частную жизнь. Могут составить протокол по «Кодексу города Москвы об административных правонарушениях», но не имеют права требовать паспорт, применять силу, ограничивать движение граждан и задерживать их, они не правоохранительные органы. Проще говоря, с точки зрения юридических норм, это просто информаторы. Вот слышим мы различные объявления, призывы из динамиков в общественном транспорте: «Граждане, будьте бдительны, надевайте маски!», так люди из «Дозора» — точно такие же информаторы, только живые. Грубо общаются, не поясняют, кто они такие и по какому поводу ходят, начинают с ходу требовать – это уже перегибы. Недопустимо, тем более, касаться вещей, касаться самих пассажиров – никто их такими полномочиями не наделял, — комментирует юрист Института права и публичной политики Виталий Исаков.
В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.
Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.
«Новые Известия» направили запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и в ГУП «Московский метрополитен». На момент публикации ответов не поступило.
https://newizv.ru/news/politics/16-10-2020/lyudi-v-serom-chto-trebuet-u-passazhirov-metro-novaya-sluzhba-kontrolerov-dozor