Новый виток оптимизации здравоохранения в разгар пандемии COVID-19. Власти этим говорят нам, что пандемии нет
Больным и так не хватает коек, но скоро их будет еще меньше. Мало вызвать больному «скорую», надо еще, чтобы ему нашлось место в больнице.
В разгар пандемии, когда все вокруг только и говорят то о коронавирусе, то о других болезнях, которым уделяется мало внимания из-за «короны», более чем странно слышать о закрытии больниц или о еще каком-либо «упразднении» медицины. И тем не менее, именно теперь, как стало известно ИА Federalcity, в Москве в очередной раз начались разговоры об оптимизации медицинских учреждений. То есть, другими словами, об их закрытии и увольнении их персонала – от санитарок до главврачей.
Вопрос о ликвидации городской клинической больницы № 40, расположенной на улице Касаткина, впервые был поднят в 2019 году. Тогда москвичи, узнавшие о том, что ее хотят закрыть, подняли шум в соцсетях и сумели остановить этот процесс. Департаменту здравоохранения Москвы даже пришлось выступить с официальным опровержением информации о закрытии этой больницы, правда, несколько «неоднозначным».
Несмотря на то, что в этом заявлении Депздрав обещал не трогать больницу и даже присоединить к ней новый медицинский комплекс, там также много говорилось о том, что это учреждение не так уж нужно жителям города.
Значительную часть опровержения занимало описание того, как мало людей обращается туда за медицинской помощью и как редко туда привозят пациентов с экстренными проблемами. Проще говоря, все выглядело так, словно московские власти пытаются убедить горожан, что на самом деле от 40-й больницы нет никакой пользы и ее все-таки лучше было бы закрыть.
Больница № 40. Фото: Яндекс.Карты
Судя по всему, у авторов опровержения и правда был такой расчет, потому что теперь это учреждение снова хотят ликвидировать. Об этом сообщила на своем телеграм-канале депутат Мосгордумы по 18 округу Елена Янчук, которой, в свою очередь, пожаловались врачи и пациенты больницы. Янчук отправила запрос мэру Москвы Сергею Собянину, но ответа на него пока не получила.
Сотрудников ГКБ имени братьев Бахрушиных на улице Стромынка в конце октября тоже поставили перед фактом: больницу закрывают на ремонт. Причем, как сообщает телеграм-канал Baza, никто даже не предупредил их об этом заранее – только новых пациентов к ним в последнее время не привозили.
На попытки медиков возразить, что срочный ремонт зданию ГКБ не требуется, а закрывать ее во время пандемии – полный абсурд, главврач заявил, что ремонт понадобится для переоборудования здания в ковидный госпиталь, где пациенты смогут получать более современное лечение.
Однако в этом учреждении и так лечились пациенты с коронавирусом и пневмонией со всего города, а ремонт, как известно, дело долгое. Предполагается, что он будет идти три или четыре месяца, но все это запросто может затянуться на неопределенное время, и не исключено, что к тому моменту, когда больничные корпуса закончат переоборудовать, пандемия пойдет на спад, а то и вовсе закончится.
Но все эти возражения были проигнорированы, а сотрудникам велели писать заявления об уходе. Часть из них обещали перевести в другие лечебные учреждения, а остальные пока не знают, что им делать дальше. Многие переживают, что окажутся на улице – потому что в других больницах нет вакансий. И это во время пандемии, когда медики сверх всякой меры загружены работой!
Больница братьев Бахрушиных. Фото: Википедия
Самое же пугающее в сложившейся ситуации то, что эти две больницы – не отдельные случаи, а часть общего процесса под названием «оптимизация медицины». В рамках этой оптимизации в столице уже больше семи лет закрываются десятки медицинских учреждений и сокращается число сотрудников многих других.
Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о ликвидации филиалов той или иной клиники или всего медучреждения целиком, и на первый взгляд эти случаи кажутся единичными. Но если собрать вместе информацию о закрытии больниц, получается весьма настораживающая картина.
Исторический экскурс проделал секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков. Он собрал информацию о планах по ликвидации больниц, утвержденных в конце 2014 года, и о том, как эти планы были выполнены, нанес все уничтоженные медучреждения на карту Москвы и опубликовал ее в своем блоге. Сейчас идёт новый виток.
Картина получилась в прямом смысле слова пугающая: весь город оказался усеян значками, обозначающими клиники или их филиалы, закрытые с 2014 по 2017 год.
Всего их 28, причем больше всего среди них, как выяснилось, родильных домов и гинекологических клиник, что выглядит особенно странно на фоне не прекращающихся призывов срочно поднимать в стране рождаемость. Немало в этом списке и многопрофильных больниц, в том числе тех, где, кроме всего прочего, оказывался паллиативный уход пожилым пациентам.
Оптимизация медицины в столице продолжилась и после 2017 года. Еще более мрачные цифры цитирует московский независимый телеграм-канал MOS_NEWS, ссылаясь на журналистку Анну Козыреву, сообщившую в своем блоге, что
всего с 2014 года по настоящее время в Москве было ликвидировано 60 больниц и 400 поликлиник.
— Все это позволило оптимизаторам из мэрии Москвы в два раза сократить долю бюджетных расходов на здравоохранение по сравнению с 2014 годом. За этот же период, для сравнения, расходы на содержание чиновников выросли в четыре раза, — подсчитала Козырева.
Может показаться, что 60 больниц – это не так уж много, когда речь идет о городе-миллионнике. Однако Михаил Костриков привел еще несколько цифр, уже более пугающих. Как выяснилось, за период с 2011 по 2018 год число врачей в Москве сократилось с 90 до 73 тысяч, а количество больничных коек, включая места в инфекционных больницах – со 107 до 78 тысяч.
Сейчас на этих 29 тысячах коек могли бы лечиться больные коронавирусной инфекцией, у которых она протекает в тяжелой форме, или страдающие другими болезнями, которым не хватает места в больницах из-за тех, кто болен «короной». И для уволенных 17 тысяч врачей точно нашлась бы работа.
— Вот картинка, которая напоминает нам, почему эпидемия COVID-19 превратилась в неразрешимую проблему. На примере самого богатого города нашей страны, – прокомментировал Костриков эту статистику.
Если же сравнить этот самый богатый в стране – а еще самый многонаселенный – город с другими городами, картинка становится еще более печальной.
По данным Министерства здравоохранения за 2018 год, в Москве уже тогда было меньше всего больничных койко-мест на 10 тысяч человек – всего 54,5.
В то время как в Санкт-Петербурге этот показатель равнялся 71,6, а в Чеченской республике – 56,1. А учитывая, что после 2018 года московская оптимизация медицины продолжалась, сейчас ситуация с нехваткой коек в ней должна быть еще хуже.
Где делать тесты на ковид, если все клиники «оптимизируют»? Фото: mos.ru
Логично было бы предположить, что хотя бы теперь, на второй год эпидемии, когда в столице стали особенно часто возникать проблемы с нехваткой врачей, больничных коек и медицинского оборудования, правительство Москвы начнет исправлять собственные ошибки. Но закрытие еще двух больниц указывает на обратное – о том, что москвичам все сложнее становится получить медицинскую помощь, власти явно не беспокоятся.
При этом на борьбу с коронавирусом выделяются внушительные суммы денег. В октябре министр финансов Антон Силуанов заявил, что в среднем Россия каждый день тратит на это 3,6 миллиарда рублей. Возникает закономерный вопрос: на что же расходуются эти миллиарды?
Больше всего средств идет на вакцинацию, но несмотря на все ограничения для непривитых и растущее число тех, кто сделал прививку, количество заболевших «короной» тоже продолжает расти: в новостях постоянно появляется информация о «новых рекордах заболеваемости» этой болезнью, особенно в крупных городах, включая и Москву. А мест в больницах для всех, кому требуется лечение – не только от ковида, но и от других болезней – с каждым днем, наоборот, становится меньше.
Немалые суммы выделяются и на тестирование на COVID-19, которое становится все более массовым и которое власти пытаются сделать обязательным в школах – пока, правда, безуспешно. Однако результаты тестов, особенно быстрых, слишком часто оказываются ошибочными.
В прошлом году, когда экспресс-тесты только появились, они давали неверный ответ чуть ли не в половине случаев, то выявляя заражение коронавирусом у здоровых людей, то показывая отрицательный результат у недавно заболевших. Сейчас погрешность при тестировании стала меньше, но она все равно слишком велика: чуть ли не у каждого найдется знакомый, который сделал два теста на ковид в разных местах и получил два прямо противоположных ответа.
В росте заболеваемости коронавирусом чиновники постоянно винят «несознательных граждан» - тех, кто боится делать прививки, кто не носит в общественных местах маски и перчатки и не соблюдает дистанцию. Но все-таки главная причина распространения любой болезни – это проблемы с медициной и профилактикой. И таких проблем в Москве точно было бы меньше, если бы там не закрывались больницы с поликлиниками и не лишались бы работы врачи и медсестры.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что московские власти просто ведут себя в отношении медицины глупо и недальновидно, не понимая, что делают. Но не исключено, что все сложнее, и что им на самом деле выгодно такое развитие событий.
ИА Federalcity уже писало о том, что закрытие бесплатных государственных клиник вынуждает жителей столицы обращаться в платные, которые заключают частно-государственное партнерство с министерством здравоохранения. Частные медучреждения арендуют у города помещения, выплачивая за них крупные суммы, а сами при этом зарабатывают еще больше, так как к ним обращается множество пациентов, лишившихся бесплатной медицинской помощи. Выгоду таким образом получают и частные клиники, и государство – все, кроме обычных людей, которые либо вообще не могут позволить себе платное лечение, либо отдают за него последние деньги.
Как показывают последние события, связанные с закрытием очередных больниц, пандемия частно-государственному партнерству не помеха. Впрочем, недальновидность властей здесь тоже имеет место – потому что при таких темпах закрытия больниц во время эпидемии московское здравоохранение явно ждет еще более сильный коллапс, от которого пострадают не только «простые смертные», но и политики.
— Мэру давно пора ответить за оптимизацию медицины! – уверена Анна Козырева.
И с этим трудно не согласиться.
https://zen.yandex.ru/media/city/novyi-vitok-optimizacii-zdravoohraneniia-v-razgar-pandemii-covid19-6188c69414cf1b34fe11257a
Наш всенародно любимый очень озабочен демографическим положением в стране, мечтает о приросте населения, поэтому оптимизирует медицину, закрывая больницы.