Обаме тоже дали Нобеля...

Вручение главной мировой литературной премии белорусской писательнице Светлане Алексиевич стало главным событием четверга. Нынешний лауреат давно была в различных «коротких списках», на нее ставили букмекеры, так что особенной неожиданности в решении Нобелевского комитета нет.

Главная тема Алексиевич – Вторая мировая война, хотя сама она, родившись 31 мая 1948 года в городе Станислав (теперь он называется Ивано-Франковск, и президент Украины Петр Порошенко уже успел этим похвастаться), никакой войны не видела. Вся биография писателя – учительская, журналистская, документалистская – пример книжного, схоластического опыта. Алексиевич много беседовала с людьми, она – собиратель, очень умный компилятор и талантливый документалист.

Впервые с 1987 года Нобелевская премия вручена за тексты, написанные на русском языке, и это, безусловно, само по себе отрадная новость. Авторов, пишущих по-русски, много, известных на Западе – чуть меньше, но тоже хватает. Вопрос о том, почему выбор пал именно на Алексиевич и именно сейчас, важен во многом потому, что никакого отношения собственно к литературе ее творчество не имеет.

Самая известная ее книга, «У войны не женское лицо» (1985) – тщательно отфильтрованный и политически выверенный сборник воспоминаний женщин о Великой Отечественной.

Так, скажем, выглядит характерный отрывок, который произвел большое впечатление на экзальтированную публику в конце 80-х, когда о войне «начали говорить правду»: «Повторов нет, у каждой начиналось по-своему: свой первый бой, свой первый раненый, свой первый убитый... И хочется оставить все, как Вере Сергеевне Романовской хочется сохранить в музее любую мелочь из партизанского быта: деревянную кружку, коптилку из гильзы, женское белье, сшитое из парашютов. «Недавно одна партизанка, – рассказывала она, – принесла в музей блузку из парашюта, бюстгальтер из парашюта, какие мы шили в отрядах. Она хранила все это сорок лет, а когда тяжело заболела, испугалась, что вдруг умрет, принесла к нам в музей. А в музее посмеялись: зачем, кому это нужно? Что тут героического?..» Я смотрю на стопку писем и гору магнитофонных кассет на моем столе. Они свидетели, что у героического тысяча лиц».

«Я смотрю» – это уже голос самой Алексиевич. Она смотрит и видит одно и то же лицо, не женское, обиженное, слегка простоватое. Вся книга «У войны не женское лицо» – чужие рассказы о том, как было тяжело. На большее автора не хватило. 

Если художественная литература – это любой текст, написанный по-русски, то «У войны не женское лицо» – безусловно, литература. Если же мы полагаем литературой метод создания убедительного художественного мира посредством обращения к языку, то любой текст Алексиевич – не более литература, чем инструкция к микроволновой печи или утюгу.

«Цинковые мальчики» (1989) – еще одна известная работа Алексиевич – сборник рассказов об Афганской войне, построенный точно так же, как и «У войны», на контрасте. Вот есть что-то больше – государство, Молох, а вот мы – простые ребята и девчата, матери и дядья, рассказываем вам об ужасах и кошмарах, о том, как страшно нас перемалывает этот ужасный Советский Союз.

Этот метод, эта интонация – скучный современный европейский мейнстрим. «Маленькие люди», которые выползают без рук, без ног, из-под тоталитарного государства – об этом пишут все. Романы «Книжный вор» Маркуса Зузака, «И пели птицы» Себастьяна Фолкса, «Жизнь после жизни» Реймонда Моуди, «Свет в океане» М. Л. Стедман – Европа изживает свои тоталитарные комплексы, и Светлана Алексиевич изживает их вместе со всем честным народом, просто делая это немного иначе технически.

«Ощущения от России сейчас крайне тяжелые. (...) Нет никаких интеллектуалов», – это еще одна ее показательная цитата, довольно точно характеризующая автора.

 

Не оценили Михаила Сергеевича и Бориса Николаевича, захотели Сталина.

Наверное, решение Нобелевского комитета можно было бы назвать ангажированным, но зачем?

Стоит надеяться, что следующую Нобелевскую премию по литературе дадут политическому публицисту Патрику Бьюкенену. Он достоин этого ничуть не меньше, чем Алексиевич. Будет чудесно, если он расскажет в пронзительном интервью «Папа – американец, мама – американка, наши танки шли по Вьетнамщине, мы все плакали».

Что же касается политических и человеческих взглядов Алексиевич, то они давно известны и сводятся к тому, что над так называемой Небесной сотней плакать нужно, а над стертыми с лица земли городами Донбасса не стоит. За последнее премий не дают.

По материалам «Михаил Бударагин, vz.ru»

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год белорусский писатель Светлана Алексиевич заявила, что «не любит» 84% россиян, которые, по ее словам, поддерживают насилие на востоке Украины. Об этом она сказала на пресс-конференции в редакции белорусской газеты «Наша Нива» в четверг, 8 октября. «Я не люблю эти 84% россиян, которые призывают убивать украинцев», — цитирует ее слова белорусская служба «Радио Свобода».
В то же время Алексиевич сказала, что любит русский и белорусский народы. «Некоторые и в Беларуси пишут, что я ненавижу белорусский народ, что я ненавижу не только власть, но и народ. Я думаю, никто не любит правду. Я говорю то, что думаю. Я люблю русский народ (остальные 16%), я люблю белорусский народ, мои родственники со стороны отца были белорусы, мой любимый дедушка. <…> И в то же время моя бабушка, моя мать — украинки. Я очень люблю Украину. И когда я недавно была на Майдане и видела фотографии «Небесной сотни», я стояла и плакала.

«Путин — не политик. Путин — кагэбэшник. И то, что он делает, это провокационные вещи, которыми обычно занимается КГБ», — это тоже слова Алексиевич.

А вот за это премию дают...

 

Оставить комментарий

Rainbow
Rainbow
Sunset
cikPhotos074 076
A road to nowhere
cikPhotos074 068
Summer dream
cikPhotos074 075
The spring is out there
PIC_0013
Ранней весной
jurPhotos060 050
Диагональ
CamPhotos 006
Расколотый мост
CamPhotos 016
Так было когда-то
CamPhotos 021
Pink pattern
iPhotos070 036
Поздний вечер
iPhotos070 038
My flower
PIC_0146
Закат в деревне
PIC_0012
Золотая осень
DCIM100MEDIA
The last leaf
DCIM100MEDIA
Кончилось лето
DCIM100MEDIA
Ветер
DCIM100MEDIA
Осень в городе
DCIM100MEDIA
На мосту
DCIM100MEDIA
My roses
PIC_0206
Болото
PIC_0090
The sun in the town
DCIM100MEDIA
Храм
DCIM100MEDIA
Узор
PIC_0007а
Pentane combustion (1%CCl4)
Нанотехнологии
наноболт 1
Teg cloud
Календарь
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Книга о пламёнах.
Книга о пламёнах.
Книга о горении газов
Книга о горении газов
Книга о горении твёрдых тел
Книга о горении твёрдых тел
Навстречу
PIC_0007
Funeral to Kerry 1
Funeral to Kerry 1
Perpetual motion
PIC_0151
Осеннее солнышко
DCIM100MEDIA
Funeral to Kerry 2
Funeral to Kerry 2
Under control
PIC_0035
Благословение
PIC_0035тт
Sunrise
DCIM100MEDIA
Farewell in purple
PIC_0236
The sun in the town 1
DCIM100MEDIA
Жить станет дешевле ?
DCIM100MEDIA
Бюджетник Васька
DCIM100MEDIA
Русские горки
Русские горки
Откудахтались
Откудахтались
Sunrise in the town
DCIM100MEDIA
Воспламенение H2 над Pt
Сервис ненавязчив
Сервис ненавязчив
Аллегория рекламы
Аллегория рекламы
Неудачные дни для женитьбы
Неудачные дни для женитьбы
This site is protected by WP-CopyRightPro