От «Бурана» до «Авито». Российский позор навсегда

Тушинский машиностроительный создавал космические корабли и самолеты, а сейчас ищет хозяина по объявлению в интернете.
«Буран» (сверху) перевозился как член Политбюро - на персональном самолете.
… Это объявление, выставленное на сайте Avito, я перечитал несколько раз и не верил глазам. На интернет-барахолке посреди б/у колясок, телевизоров и поношенной одежды продавался… завод! И не абы какой, а Тушинский машиностроительный — тот самый, что еще 30 лет назад производил легендарный космический корабль-челнок «Буран»! За все имущество в прошлом гигантского предприятия вместе с землей под ним просят 10,3 млрд рублей.

«Буран» вдруг оказался не нужен. Уже в 1990-м все работы по проекту остановились, а еще через пару лет программу и вовсе закрыли. Вдобавок, завод остался без основных заказов — со стороны Минобороны. Большая страна распадалась, армия выживала, как могла, где уж тут про конструкторов и научно-техническую мысль думать.

Сегодня оставшиеся космические челноки скорее похожи на рухлядь. Фото: Ralph Mirebs/Exclusivepix Media

Сегодня оставшиеся космические челноки скорее похожи на рухлядь. Фото: Ralph Mirebs/Exclusivepix Media

Бывшие рабочие и инженеры ТМЗ сочетание Ельцин-Чубайс произносят лишь через зубы, и только с непечатными словами. Оставшись без военных заказов, — без той самой крови, питавшей весь стальной организм Тушмаша, — завод потихоньку стал терять людей. Инженеры уходили кто кооператоры, кто в шиномонтажники. Оставшиеся же на ТМЗ потихоньку впадали в депрессию: их в буквальном смысле опустили с небес на землю. В воздухе витало модное слово «конверсия», и теперь они вместо мечтаний о далеких планетах занимались скучным производством медицинских шприцов, ковриков для авто, штамповкой кастрюль.

Неприятности у ТМЗ, как и всех заводов страны, начались после кавалерийского наскока Чубайса, который сказал, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма, — скажет мне позже военный эксперт Михаил Тимошенко. — И, мол, неважно, за какую цену. После этого от 30 тыс. заводов осталось около 6 тыс. К руководству отраслью пришли люди, которые плохо соображали, что нужно стране. Многое пошло в печку. Помню, доигрались до того, что масляные насосы для танков делало частное предприятие в Тульской области — не смогли найти, кто их сделает.

— Многие рыдали от обиды: спецы высшего профиля, а они такой ерундой занимаются, — признается Василич. — Это как взять сегодня Илона Маска, да на картошку отправить. Как они наверху не понимали, что ТМЗ — это завод-солдат, а его на рынок вытолкнули, китайскими труселями торговать.

Из 20 тыс. человек, которые трудились здесь в лучшие времена, к середине 90-х оставалось 8 тыс. А тут и приватизация. Большинство акций отошло к государству. Москва (а на тот момент она и была главным акционером) пыталась спасти завод, загрузив его заказами. Была даже разработана целая программа, по которой цеха перепрофилировались под производство трамваев, автобусов, троллейбусов, трамвайных переездов, медтехники и переработку шин. Каждый год ТМЗ выдавал столице от 130 до 810 новеньких автобусов.

Наступало другое время — время «эффективных менеджеров», для которых прагматизм был куда дороже покорения космоса.

— В те годы вдруг случаются пять ли шесть пожаров, — говорит глава Московской организации профсоюза трудящихся авиапромышленности Сергей Чугунков. — Не хочу сказать, что поджоги, но очень похоже. Горел архив с документацией, очень дорогой испытательный стенд. Один пожар случился в день, когда замминистра промышленности проводил совещание. Только он уехал, как цех с климатической камерой вдруг вспыхнул со всех сторон одновременно. После таких пожаров, обычно, снимается секретность и остаются голые стены, которые только продавать.

Вячеслав ФИЛИН, бывший заместитель главного конструктора системы «Энергия-Буран»:

«Могли облететь Луну и даже создать поселение на самой Луне».

— Вячеслав Михайлович, почему все-таки был закрыт проект «Буран»?

— Причина, по большому счету, одна — СССР прекратил свое существование. В этот сложный период было не до него. Не секрет, что «Буран» (также, как и американский «Шаттл») строился для обеспечения задач Минобороны. На тот момент у американцев появился новый вид оружия — «Шаттл».

— Оружия?

— Да. Он на первом же витке мог поразить любую цель на территории СССР. Мог нести 30 т полезной нагрузки и был практически недосягаем для наших ПВО, способен делать мощный нырок в атмосферу с высоты 300 км до 80 км. Это встревожило руководство нашей страны, которое пришло к выводу, что нужно форсировать работы по «Бурану». Тот мог уже с первых пол-витка накрыть США. С развалом СССР наступило так называемое потепление в отношениях, когда Горбачев начал заигрывать со странами Запада, и этих задач не стало.

— А в мирных целях можно было его использовать?

— Можно, но очень дорого. Полезная нагрузка на «Буране» — около 30 т, и это сравнимо с нашим же «Протоном», который стоил на порядок дешевле.

— В проекте было использовано немало прорывных технологий. Кроме «Бурана» они где-то еще пригодились?

— В свое время мы получили указания от нашего министра общего машиностроения придумать, какие технологии «Бурана» можно использовать в народном хозяйстве. Мы их насчитали около 600. Но опять же —в той обстановке никто не смотрел на перспективу, а денег хотели прямо сейчас. Нефтяники, например, заинтересовались арматурой, которая могла быть использована в этой сфере. Она стоила дороже традиционных, но окупалась в течении несколько лет. Это их не устраивало. Тем не менее, было внедрено около 80 новых теплоизоляционных, композитных, углеродных и других материалов. Например, мы показывали, что коровник достаточно было обложить нашей изоляцией и никакого отопления не надо. Эти разработанные новые материалы дали бы толчок всей промышленности, металлургии, радиоэлектронике. Та же компьютеризация. Но потом произошли события, убившие все это.

— А сегодня нам нужен «Буран»?

— «Буран» показал, что как машина она нерентабельна. А вот в части ракеты «Энергии»… Сегодня весь мир работает над ракетой сверхтяжелого класса и без таких тяжелых носителей нам не обойтись. Нам нужно восстанавливать «Энергию», которая выводила 105 т полезной нагрузки. Это хватало бы, чтобы облететь Луну и даже создать поселение на самой Луне. Да и проекты по исследованию Марса выглядели бы сегодня совершенно по-другому…

А Тушинский завод откровенно жаль. Если от государства нет заказов для такого предприятия, то, естественно, что судьба его будет плачевна, что и случилось. Хотя мог бы жить. У них были великолепные проекты многоуровневых лифтовых автостоянок: загоняешь туда машину, жмешь кнопку, лифт сам ее наверх тащит. Вещь — чрезвычайно нужная в Москве и там, где сегодня стоит три машины, можно было поставить двадцать! ТМЗ мог бы пригодится стране даже без военных заказов, но спохватились слишком поздно...

АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ, https://www.spb.kp.ru/daily/26866.4/3908501/?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

В СССР был «Буран», «Луноход», Гагарин. Без  СССР в России бы просто не было космических аппаратов.
А в нынешней России вместо Буранов одна Пурга и порожняк с воровством и кумовством... под неусыпным контролем гаранта.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Rainbow
Rainbow
Cherry
Cherry
Sunset
cikPhotos074 076
A road to nowhere
cikPhotos074 068
Summer dream
cikPhotos074 075
The spring is out there
PIC_0013
Ранней весной
jurPhotos060 050
Диагональ
CamPhotos 006
Расколотый мост
CamPhotos 016
Так было когда-то
CamPhotos 021
Pink pattern
iPhotos070 036
Поздний вечер
iPhotos070 038
My flower
PIC_0146
Закат в деревне
PIC_0012
Золотая осень
DCIM100MEDIA
The last leaf
DCIM100MEDIA
Кончилось лето
DCIM100MEDIA
Ветер
DCIM100MEDIA
Осень в городе
DCIM100MEDIA
На мосту
DCIM100MEDIA
My roses
PIC_0206
Болото
PIC_0090
The sun in the town
DCIM100MEDIA
Храм
DCIM100MEDIA
Узор
PIC_0007а
Pentane combustion (1%CCl4)
Нанотехнологии
наноболт 1
Teg cloud
Календарь
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Это Гагарин, если кто не понял
Это Гагарин, если кто не понял
Книга о пламёнах.
Книга о пламёнах.
Книга о горении газов
Книга о горении газов
Книга о горении твёрдых тел
Книга о горении твёрдых тел
Навстречу
PIC_0007
Funeral to Kerry 1
Funeral to Kerry 1
Perpetual motion
PIC_0151
Осеннее солнышко
DCIM100MEDIA
Funeral to Kerry 2
Funeral to Kerry 2
Under control
PIC_0035
Благословение
PIC_0035тт
Sunrise
DCIM100MEDIA
Farewell in purple
PIC_0236
The sun in the town 1
DCIM100MEDIA
Жить станет дешевле ?
DCIM100MEDIA
Бюджетник Васька
DCIM100MEDIA
Русские горки
Русские горки
Откудахтались
Откудахтались
Sunrise in the town
DCIM100MEDIA
Воспламенение H2 над Pt
Сервис ненавязчив
Сервис ненавязчив
Аллегория рекламы
Аллегория рекламы
This site is protected by WP-CopyRightPro