«Последний» бозон или физики почти не шутят
Днем 4 июля 2012 года в CERN состоялся открытый семинар, на котором ученые из коллабораций CMS и Atlas представили свежие результаты по поиску бозона Хиггса. Слухи о том, что готовится что-то большое, ходили уже достаточно давно — среди приглашенных на семинар гостей оказались Франсуа Энглерт, Карл Хаген, Джеральд Гуральник и сам Питер Хиггс (последнего встречали аплодисментами, когда он появился в аудитории, где предстояло пройти семинару) — те самые теоретики, которые придумали хиггсовский механизм нарушения симметрии электрослабого взаимодействия, основной составной частью которого является пресловутый бозон.
За день до доклада Nature News опубликовало статью, в которой говорилось следующее: новая частица найдена, однако открытие имеет недостаточную статистическую значимость — грубо говоря, пока что не достоверно. Кроме того, говорилось, что открытие было сделано в том же диапазоне энергий, в котором в конце 2011 года был найден некий сигнал, указывающий на возможное открытие новой элементарной частицы. Важный нюанс: уверенности в том, что открыт именно бозон Хиггса, у ученых не было — они просто говорили о новой частице (этот важный нюанс, однако, в погоне за сенсациями многими СМИ был опущен или спрятан глубоко в тексте). И вот во время семинара все эти слухи подтвердились почти полностью.
Сами физики называют свои результаты предварительными. Дело в том, что открытие новой частицы (а, как вы поняли, она еще и не совсем достоверно открыта) вовсе не означает, что открыт именно бозон Хиггса. Ученым предстоит проверить свойства частицы — например, ее спин. Также необходимо собрать статистику по каждому каналу детекторов отдельно — нужно проверить, что статистический уровень сигнала там (то есть, по сути, вероятность каждого конкретного распада) соответствует предсказанному теоретически. Например, генеральный директор CERN Рольф Хойер заявил, что потребуются еще годы и годы работы. Если, например, обнаружатся расхождения с теорией, то это будет означать, что теоретики понимают мир элементарных частиц не совсем так, как надо. Отмечу от себя, что это нормальное состояние теоретиков.
С другой стороны, обнаружение частицы (если это так) само по себе уже многое говорит физикам. Бозон оказался легче, чем многие думали. Это, например, может означать, что бозонов как минимум два. Кроме того, обнаружение такой частицы позволяет отбросить некоторые существующие теории, в которых бозон Хиггса не является элементарной частицей (если обнаружили, и если обнаружили бозон Хиггса). Также пострадают некоторые суперсимметричные теории. В общем, в зависимости от того, есть или нет этого бозона. количество теорий, описывающих Вселенную, уменьшится. Вот, собственно, самый основной ожидаемый результат.
Не останутся без дела и теоретики. Разумеется, некоторые уже успели заявить, что физика в некотором смысле закончилась — последний кирпичик найден. Даже если согласиться с тем, что найденная частица является бозоном Хиггса, говорить о закрытии работ еще рано — конец познания не наступит никогда. К тому же есть еще множество более частных вопросов, связанных, например, с кварками и тем же хиггсовским механизмом, которые требуют пристального экспериментального изучения. Так что без работы Большой адронный коллайдер пока не останется.
Ну и кстати. Заявление об открытии бозона Хиггса можно рассматривать как попытку привлечь внимание к Большому адронному коллайдеру, в который вбухана чертова пропасть денег. Результат должен быть соответствующим. Ну и его можно продварительно анонсировать.
Надеюсь, что я ошибаюсь.
Частично по материалам «Lenta.ru»