Как ТАСС обнулил обнулённого
ТАСС срочно снимает с эфира свой суперпроект «20 вопросов Путину», пообещав, что оставшиеся серии в последствии будут показаны в формате одного большого фильма. Между тем, есть подозрения, что истинной причиной фактической остановки проекта является серия конфузов, имевших место в ходе его реализации.
Косяк на косяке
Есть некоторая ирония судьбы в том, что пиар-проект ТАСС «20 вопросов Путину», призванный подвести итог его 20-летнего правления, оказался, наверное, самым провальным за всю историю его президентства.
Проект, напомним, разбит на двадцать коротких серий, которые должны были выходить до 25 марта, то есть практически до дня (26 марта) 20-летнего юбилея пребывания президента у власти.
Форма определяет содержание: сериал явно рассчитан на молодежную аудиторию, которая телевизор не смотрит, а смотрит короткие ролики на Youtube. И вот до этой аудитории требовалось донести в удобоваримом виде обобщенное содержимое ежевечернего телевизора. Однако вместо триумфа госпропаганды случился конфуз: «Путин постоянно говорит очевидное не то, и главное – не тогда».
Конечно, самым «гениальным» ходом этого эпического произведения было причисление к среднему классу всех россиян с доходом в полтора раза выше прожиточного минимума. И записать тем самым почти 70% населения, живущие опасно близко к границе биологического выживания, в привилегированный средний класс.
Ход, конечно, эффектный. Но довольно опрометчивый, особенно если иметь в виду немыслимый для развитой страны 15-кратный разрыв между доходами самых бедных и самых богатых россиян. И мало того — это все должно было попасть в эфир как раз в тот момент, когда даже такой условный минимум летел ко всем чертям.
Напомним, это была «черная среда» на рынках: нефтяные котировки рухнули до минимумов с 2002—2003 годов, а российская нацвалюта обновила антирекорды к доллару и евро.
И не то, чтобы это был единственный ляп, ведь до этого мы узнали, что менеджеры госкорпораций могут назначать себе зарплату по миллиону рублей в день, потому что «ну, не могут же они зарабатывать меньше иностранных специалистов».
Но жулики почему-то при этом – не те самые госменеджеры, пролоббировавшие в том числе и отказ от сделки с ОПЕК, стоившей стране нефтяной отрасли и курса рубля), а простые бизнесмены, которые сейчас рискуют всем своим состоянием.
Умышленная провокация, или банальное разгильдяйство?
Наконец, история про царя, который, по мнению бессменного вот уже 20 лет главы государства, «только шапку примеряет и смотрится в зеркало», вызвала просто дружный хохот. А самые продвинутые читатели начинают задаваться вопросом: уж не спланированная ли это медийная провокация?
На самом деле, конечно, вряд ли — просто усердие придворных СМИ сильно опережает их способность реагировать на изменение обстановки. Понятно, что все разговоры записывались заранее, когда нефть стоила около $50 за баррель а доллар – 65 рублей. Но, по идее, кто-то должен был подумать головой и просто не пускать в эфир тект первого лица, отчетливо диссонирующий с текущей реальностью.
Однако это означало бы крест на жизненно-важном для агентства проекте: заявлено же заранее, что будет 20 серий, теперь из песни слова не выкинешь. В итоге агентство все-таки продемонстрировало наличие ключевого для национального истеблишмента ресурса — эксклюзивного доступа к телу вождя. Правда, за счет имиджа самого вождя, выстраиванием которого все последние 20 лет занималась государственная пропаганда.
Утрата связи с реальностью
Впрочем, было бы несправедливо упрекать в происходящем один только ТАСС. Вот и Интерфакс не так давно отличился, опубликовав совершенно бессмысленный ответ Путина на совершенно злободневный вопрос о том, как прожить на 10,8 тыс пенсии по инвалидности. А потом еще в топе «Яндекса» весь день полоскалась новость «Путин удивился росту цен на бензин»…
Происходящему есть одно простое объяснение — кажется машина госпропаганды, которая в течение последних лет занималась формированием в сознании россиян некоей альтернативной, выгодной для власти картины мира («броня крепка и танки наши быстры»), постепенно сама утратила связь с реальностью.
«Комментарии Путина тут и там очень часто не в кассу последние годы, – замечает преподаватель ВШЭ Константин Козлов. – Почему это происходит понятно. Подчиненные на всех уровнях вертикали не хотят сообщать негативную информацию выше по иерархии, чтобы не злить начальство. Только когда уже совсем нельзя замолчать. А альтернативных каналов информации нет – СМИ задушены, оппозиции заткнут рот. Вот и попадают вождю на стол тетрадочки, где все отлично, страна встает с колен, а люди в кожаных плащах с чистыми руками и холодной головой стоят на страже. И только Америка гадит».
В результате мы можем наблюдать своего рода замкнутый симбиоз, в котором госпрапаганда работает уже не столько на общество, сколько на одного-единственного зрителя, занимаясь созданием комфортной и удобной для него виртуальной реальности. Проблемы же начинаются там, где эта искусственная реальность сталкивается с жизнью.
Не хотят нервировать народ до 22 апреля.
Я думаю, что в следующей серии была такая бомба, что наш народ не выдержал бы и умер от... счастья! Ведь нельзя же так сразу по голове — 70% среднего класса, даже предположить трудно, может, у каждого из нас есть по нефтяной или газовой трубе? Поэтому решили пожалеть своих рабов, дозированно доносить радостную информацию.