Пропаганда «второй свежести»

В минувшее воскресенье на телеканале «Россия-1» вышла новая программа Владимира Соловьева под названием «Москва. Кремль. Путин».

Обещают, что она будет выходить каждую неделю и рассказывать о текущей работе нашего президента.

Программа получилась настолько сервильной, что на это обратили внимание многие, включая и сторонников действующей власти. Последним даже пришлось объяснять – себе и остальным – почему так произошло.

Беда новой программы Соловьева не в том, что она оскорбит эстетическое чувство столичных интеллигентов. Их и раньше коробила любая телепрограмма о власти, они сразу же начинали вспоминать о Северной Корее. При Горбачеве они не любили Горбачева, при Ельцине – Ельцина (добавим: а при Николае II – Николая II). Так что вряд ли интеллигент-западник являлся целевой аудиторией нового проекта.

Нет, беда как раз в том, что теперь начали недоумевать уже и обычные граждане.

В комментариях на Yotube к программе, помимо привычной ругани от либералов и украинцев, есть реплики растерянные.

«Сам президент это видел до эфира? Неужели ему такое может понравиться?».

Или: «Что за повод? Выборов нет, нет никакого юбилея, никакого масштабного события».

Проект Соловьева на сей раз вышел откровенно слабым.

Во-первых, совершенно непонятны интонации второго ведущего – восторженные и постоянно подхихикивающие.

Во-вторых, стартовый выпуск получился на удивление пустым. Зритель целый час слушает что-то о Путине и не узнает ничего нового. Вот Путин в ручном режиме решает какие-то мелкие проблемы местного уровня (разве должен президент заниматься такими вещами на восемнадцатом году пребывания у власти?). Вот общается с молодёжью в Сочи. Вот адвокат и депутат Макаров комментирует обращение Путина к народу.

Все лето мы слышали комментарии «Тани» Макарова по поводу реформы, а 29-го августа выслушали и самого Путина.

Зачем все это повторять?

У каждого уже сложилось своё мнение – а в передаче не возникло ничего свежего, что могло бы кого-то переубедить.

Мы увидели президента на природе – там же, где его уже видели. Услышали, как Песков называет президента самым человечным человеком. Эта цитата из стихотворения Маяковского о Ленине. Но это не просто стихотворение, это своеобразная эпитафия.

Господин Соловьев такую цитату должен был бы вырезать.

Во-первых, потому что у тех, кто знает литературу, она рождает нездоровые ассоциации. Во-вторых, потому что сразу отсылает к советским анекдотам о вожде мирового пролетариата: «Глаза такие добрые – а мог бы и бритвой полоснуть».

Несмотря на ЕГЭ, народ у нас все еще слишком образован для того, чтобы не замечать такие вещи.

Но фраза Пескова остаётся в программе. Более того, её выносят отдельно перед блоками, повторяют несколько раз.

В социальных сетях сразу предположили, что рейтинги президента после его обращения к народу сильно опустились, поэтому возникла срочная необходимость их поднять.

Однако это, конечно же, не так. Подобные телевизионные проекты не готовят за три дня. Нужно придумать и смонтировать декорации. Придумать и утвердить формат. Кроме того программа «Москва. Кремль. Путин» вышла явно в дополнение к обращению президента. Её сюжеты снимались на протяжении последней недели августа – то есть до обращения и сразу после него.

Так что вопрос нужно ставить иначе.

Почему такой серьезный профессионал как господин Соловьев выпустил столь слабый продукт? Он уже делал фильмы о Путине, брал у него длинные интервью. Но раньше они выглядели иначе. Выходили в эфир в нужный момент, зритель узнавал из нечто неожиданное – например о скрытых механизмах принятия решений на высшем уровне.

Что же случилось сейчас?

Можно себе представить, как бы язвил и куражился господин Соловьев, если бы на каком-нибудь украинском канале вышла программа «Киев. Банковая. Порошенко» со словами «это самый человечный человек».

И был бы абсолютно прав.

Почему вообще летняя информационная кампания в поддержку инициатив правительства выглядела так неубедительно?

Можно лишь предполагать.

Знаете, как иногда бывает: увлечет какой-нибудь сериал – лихой сюжет, отличные диалоги и актеры. Первый сезон, второй, третий – все хорошо.

А потом начинается четвертый, и хочется все это выключить навсегда. Вроде бы и лица те же на экране, и режиссер тот же – а все не то… Оказывается, что, допустим, авторы сценария уже не Винтик и Шпунтик, а Болтик и Гаечка. Да кто же обращает внимание на сценаристов?

Такое ощущение возникает и сейчас. Словно в Кремле поменяли тех, кто раньше отвечал за информационную политику. А вместо них поставили каких-то молодых технократов и эффективных менеджеров.

Будем честны. Перед нашей пропагандой стояла очень сложная задача. Мало того, что пенсионная реформа до крайности непопулярна – еще и отказ от такой реформы входил в основы политики наших властей на протяжении многих лет. Часто упоминают высказывание Путина 2005 года. Но президент и после этого постоянно отвечал на вопросы о повышении пенсионного возраста – вплоть до 2015 года. Его интонация стала меняться только в 2016 году, но таким образом, что широкая публика не обратила на это внимания.

Кроме Путина идею повышения возраста регулярно критиковали и многие другие представители власти: Дмитрий Медведев, Максим Топилин, Андрей Исаев – перечислять можно долго.

Ни слова о повышении пенсионного возраста не было сказано ни в одном программном документе партии «Единая Россия».

Само собой, реформа должна была восприниматься как неожиданный, коверный разворот.

Поэтому ситуация требовала необыкновенно деликатного и грамотного подхода от всех, кто собирался эту реформу поддерживать и сопровождать. Вместо того мы увидели самый примитивный сценарий из всех возможных. Похоже, его разрабатывали люди, которые ничего не понимают в своей аудитории. И вместе с тем, глубоко ее презирают.

Такое отношение к российским гражданам характерно прежде всего для наших либералов-западников. То есть мало того, что сама реформа представляет собой идеи либерального крыла, так еще, видимо, и продвигать её поручили самым ярым либералам.

Сценарий у них был прост.

На фоне чемпионата мира внести в Госдуму крайний вариант закона, провести первое чтение во время сезона дач и отпусков, задействовав в качестве толкачей депутатов от ЕР.

В конце лета появляется президент, который чуть-чуть смягчает закон. А небольшое падение его рейтинга исправляется усилением телепропаганды. И народ это проглатывает.

Но представления о том, что «телевизор побеждает холодильник», что «зомбоящик» может снять все сложные проблемы, что кашу пропаганды не испортишь маслом глянца, что если говорить лишь о приятном, а о неприятном — ни гу-гу – примитивны. Так это не работает.

Политические и информационные технологии – мощный инструмент. Но им, во-первых, надо уметь пользоваться, а во-вторых, у такого использования должна быть основа.

Еще не так давно у нас было принято гордиться своими «информационными войсками». После начала конфронтации с Западом, особенно после событий на Украине, словосочетание «информационная война» не сходило с первых информ-полос.

Казалось бы, у России было мало шансов противостоять западной пропаганде. Ведь несмотря на все разговоры о свободе слова и мнений на Западе, мы воочию убедились, что в случае необходимости все западные СМИ мигом превращается в единую и могучую армию, действующую слаженно и организованно.

Тем не менее наши собственные скромные возможности были использованы, что называется, по максимуму. Серьезных успехов добились канал РТ, агентство «Спутник», некоторые другие платформы. Неплохо обстояло дело и на внутреннем поле. Социальные сети, которые все нулевые были царством наших западников, наполнились патриотическими голосами. Взрывной характер это приобрело в 2014 году после возврата Крыма.

На телевидении возникали новые общественно-политические программы, появлялись и приобретали популярность незнакомые прежде спикеры. Даже на Западе стали отмечать, что российская пропаганда выгодно отличается от пропаганды позднего СССР. Она яркая, гибкая, интересная. Не боится обсуждать сложные темы и органично включает в себя даже своих противников.

Но всего за три этих летних месяца мы практически полностью вернулись во времена позднего СССР, когда люди не просто не верили официальной пропаганде, но даже не обращали на нее внимания.

Веселые старички, прыгающие с парашютами; женщины, умильно благодарящие власти за то, что им повышение возраста скостили с восьми лет до пяти… Депутаты, призывающие самых обездоленных выйти из зоны комфорта; замалчивание протестов; отключение зрительских комментариев – все это сделало своё дело. Доверие к официальной прессе, которого добивались годами, здорово утрачено.

Потерять его было легко. Как восстанавливать теперь – я не знаю.

А международная обстановка накаляется с каждым днём. И что будет делать власть, когда ей опять потребуется срочная консолидация общества, а информационные рычаги клинит?

Ольга Туханина, https://publizist.ru/blogs/109433/26844/-?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

 

Оставить комментарий

Rainbow
Rainbow
Cherry
Cherry
Sunset
cikPhotos074 076
A road to nowhere
cikPhotos074 068
Summer dream
cikPhotos074 075
The spring is out there
PIC_0013
Ранней весной
jurPhotos060 050
Диагональ
CamPhotos 006
Расколотый мост
CamPhotos 016
Так было когда-то
CamPhotos 021
Pink pattern
iPhotos070 036
Поздний вечер
iPhotos070 038
My flower
PIC_0146
Закат в деревне
PIC_0012
Золотая осень
DCIM100MEDIA
The last leaf
DCIM100MEDIA
Кончилось лето
DCIM100MEDIA
Ветер
DCIM100MEDIA
Осень в городе
DCIM100MEDIA
На мосту
DCIM100MEDIA
My roses
PIC_0206
Болото
PIC_0090
The sun in the town
DCIM100MEDIA
Храм
DCIM100MEDIA
Узор
PIC_0007а
Pentane combustion (1%CCl4)
Нанотехнологии
наноболт 1
Teg cloud
Календарь
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Это Гагарин, если кто не понял
Это Гагарин, если кто не понял
Книга о пламёнах.
Книга о пламёнах.
Книга о горении газов
Книга о горении газов
Книга о горении твёрдых тел
Книга о горении твёрдых тел
Навстречу
PIC_0007
Funeral to Kerry 1
Funeral to Kerry 1
Perpetual motion
PIC_0151
Осеннее солнышко
DCIM100MEDIA
Funeral to Kerry 2
Funeral to Kerry 2
Under control
PIC_0035
Благословение
PIC_0035тт
Sunrise
DCIM100MEDIA
Farewell in purple
PIC_0236
The sun in the town 1
DCIM100MEDIA
Жить станет дешевле ?
DCIM100MEDIA
Бюджетник Васька
DCIM100MEDIA
Русские горки
Русские горки
Откудахтались
Откудахтались
Sunrise in the town
DCIM100MEDIA
Воспламенение H2 над Pt
Сервис ненавязчив
Сервис ненавязчив
Аллегория рекламы
Аллегория рекламы
This site is protected by WP-CopyRightPro