Советское — значит, съедобное

Последнее время тема советского питания сделалась остро-популярной. Люди спорят, галдят, ругаются на тему «Какая была при Андропове «Любительская» колбаса?» или «Куда исчезло наше вкусное мороженое?!» В чём глубинная причина шумного интереса к теме еды, которая, о, простите, давно уже переварена — лично я не разумею. Мне понятны дискуссии относительно советского высшего образования или — коммунистической идеологии, но скандалить из-за того, что публицист Икс или блогер Игрек обругали отечественные макароны конца 1980-х — это мне странно. Почему надо клеймить позором человека, давившегося невкусной кашей в пионерском лагере? Это его каша и его детская психотравма, раз он по сю пору о ней кричит. Публицист Егор Холмогоров в своей статье «Что и как ели в СССР?»  дал свой ответ: «Почему эта тема важна? Потому что продовольственный кризис стал одной из основных причин краха советской модели. Люди в своем большинстве довольно долго могут прожить без свободы, без собственности, иногда кое-как выживают без закона и даже, увы, без Бога. Но вот без еды люди умирают очень быстро, а качество своей жизни оценивают по тому, как много и насколько вкусно могут есть». Иначе говоря: поесть, покушать и пожрать — это основной инстинкт (и пусть шарлатан Зигмунд Ф. не втирает нам о сексе — попробовал бы недельку поторчать без хлеба и воды).

Даже ненавистники советской системы и бывшие диссиденты вспоминают великолепные молочные изделия — глазированные сырки, творог, сметану, сырковую массу с изюмом, кефир — именно кефир, который можно было есть ложкой, а не вот эту жидкую кислятину с лживой надписью 3,2%. Сейчас тоже есть в продаже дорогостоящий и приличный кефир. Повторю — дорогостоящий. И не прямо-таки во всех магазинах. Некоторым точкам просто не выгодно брать на реализацию «нормальный» продукт — он быстро портится и не имеет мега-спроса. В целом же, утверждать, что вся советская еда оказывалась дрянью или же — наоборот — амброзией с райским яблочком — не приходится. Советское государство ставило себе конкретную задачу: накормить, причём быстро и по ГОСТам. ГОСТ — фактор съедобности. Никакие «усилители вкусов» да прочие «ароматы ежевики и лесного утра» (тут должна быть красивая формула) не использовались. Критики полагают, что это — не завоевание, а напротив — слабость, ибо если бы при «совке» бурно развивалась пищевая химия, то все эти сырки-ряженки благоухали бы полимерной малиной. Господа всё время забывают, что «вкус колбасы, близкий к натуральному» — это сугубо коммерческая программа. Цель: продать как можно больше и в кратчайшие сроки. Сделать товар наиболее привлекательным и — дешёвым в производстве. Вкусно? Пахнет? Ура! Но. Дивные йогурты с наполнителями и шоколад-без-шоколада — лишь имитация еды. От неё сил — нуль. В рекламе да: оскаленная моделька расскажет, как она бодрится на творожках фирмы N, успевая в офис, на фитнес и к любовнику, а в другой рекламе — позитивный мажор-детёныш сделает аж тридцать три сальто — на печеньицах марки L. В реале и модельки — с убитой печенью, и детёныши — не вылезают из стационаров. Неслучайно современные девочки 16-17 лет уже имеют целлюлит, характерный для женщин зрелого возраста. Кстати, советские тётки, даже набирая значительный вес, казались мощно-литыми, а не дрябло-жирными, как нынешние «пампушки». Есть нюанс: на мясе с макаронами и торте «Подарочный» или на чипсах с газировкой и шоколадных батончиках, где от какао-бобов — только отдушка и воспоминание? О, если бы только целлюлит!

Условному капиталисту (включая маркетолога и продавца) вообще всё равно, как вы будете себя ощущать после такого арома-вкусо-наполненного шоколада. Пойдёте к врачу, а потом — в аптеку с рецептом? Великолепно! Прикормите заодно фарма-королей. Миссия — выполнима: реализовать свой хитроумный бизнес-план. Застолбить место на рынке! Понравиться едоку! Запихнуть в него своё изделие, предварительно напичкав манящей рекламой — с губастыми дивами и успешными супер-мачо, которые куют бабло, отхлёбывая из правильной бутылочки. Советскому же производителю оно было не нужно — он выполнял план по выпуску ГОСТовского продукта и не задумывался на тему: «Как бы мне тот шоколад-кефир-зефир улучшить пластмассовыми клубничками?» Безусловно, эта ситуация имеет две стороны — как хорошую, так и плохую. Да, пищепром годами не модернизировался, но он и не гнал всякую дрянь к нашему столу. По факту мы имеем ровно то же самое, что и при Советах: в те годы мы стояли в очередях за колбасой, а теперь её ...ищем. Нормальную. Съедобную. Желательно, мясную. Каприз у хомо-сапиенса такой извечный — мясом питаться. Неслучайно так популярны всяческие маркет-уловки, вроде «По старинному рецепту» и «Только что от фермера». Без ГМО! Без глютена и пальмового масла! В прессе мелькают советы: если яблоки некрасивые, червивые и чуть битые, так они просто на-сто-я-щие! А вот шикарные плоды с крепкими боками — они прямо-таки неродные и даже не вполне яблочные. Больное и проблемное население никак не выгодно государству, но очень выгодно большому числу предпринимателей. От хозяев глянцевой health-прессы — до держателей аптек. От просветлённых знахарей, лечащих пареной репой, клизмой и заговором — до магнатов элитной фармакологии. Государство же постоянно сталкивается с «неликвидными» новобранцами или же с молодыми инвалидами, которые, к примеру, получили диабет в тридцатилетнем — зрелом, работоспособном возрасте. Но что делать? Капитализмус. А те гешефтмахеры (как производители сыра-без-сыра, так и аптеки, больше напоминающие супермаркеты) налог платят, а поэтому всё-таки нужны государству! Замкнутый круг.

В силу вышеизложенных причин «жирная Америка» (и один из несомненных лидеров в области онкологии) ещё в 1950-х годах столкнулась с негативным влиянием «быстрой», то есть дешёвой и напичканной добавками, еды — на состояние здоровья. Тема генно-модифицированных продуктов вообще сделалась настоящей притчей во языцех. Одни с пеной у рта защищают ГМО, другие – не менее активно – бранят, на чём свет стоит. Зачем нужны ГМО? Ответ прост – для резвого, яркого созревания и такого же быстрого попадания к нам на стол. Занятно – учёные, как нам говорят, с успехом доказали, что продукты с добавлением ГМО-субстанций совершенно безвредны, однако же, производители еды непременно втискивают строчку на упаковке: «Без использования ГМО». И почему так? Потребитель настолько глуп и — глух к научным доводам? Феерия недоверия! Кроме того, широко распространены слоганы: «Как в детстве!», «Провансаль — сквозь годы!», «Чай с тем самым слоном!» и «Пломбир за 48 копеек!». Все понимают, о чём речь — о советском пломбире за 48. То есть — без дряни. Наверное. Надеемся! Популярны ретро-установки с «той самой газировкой» — люди готовы доплачивать за возможный, гипотетический вкус детства. Это не ностальгия. Это — тот самый основной инстинкт. Пожевать, отхлебнуть что-то съедобное.

В 1990-х годах, когда к нам хлынул «долгожданный» жвачково-сникерсовый поток, в моду вошли пакетики с быстрорастворимыми напитками – Invite, Zuko и Youpi. Броская и хлёсткая телереклама направлялась адресно — малолетним любителям острых вкусовых ощущений: «Invite – просто добавь воды!» Или – «День рождения не был на праздник похож, был бесцветным – безвкусным – безрадостным, пока не появился Youpi!» И родители, которые в то время занимались активным добыванием денег, благосклонно взирали на приобщение их чад к цивилизовано-западной дольче-вита. Помимо юпи-инвайтов-зуко, в продажу поступило много красиво упакованной гадости — от консервированной ветчины и тамошнего маргарина — до ароматных йогуртов с иноземными буковками на крышке. Оно — привлекало и манило. Отменно пахло. Ура! У нас теперь тоже 150 видов сыра и столько же — творожков. Эйфория иссякла довольно скоро. Когда люди распробовали «цивилизованную» изюминку, они живенько отрезвели. Безвкусный-бесцветный-безрадостный «совок» оказался — ...здоровым и правильным.

По материалам «Галина Иванкина, zavtra.ru»

Оставить комментарий

Rainbow
Rainbow
Sunset
cikPhotos074 076
A road to nowhere
cikPhotos074 068
Summer dream
cikPhotos074 075
The spring is out there
PIC_0013
Ранней весной
jurPhotos060 050
Диагональ
CamPhotos 006
Расколотый мост
CamPhotos 016
Так было когда-то
CamPhotos 021
Pink pattern
iPhotos070 036
Поздний вечер
iPhotos070 038
My flower
PIC_0146
Закат в деревне
PIC_0012
Золотая осень
DCIM100MEDIA
The last leaf
DCIM100MEDIA
Кончилось лето
DCIM100MEDIA
Ветер
DCIM100MEDIA
Осень в городе
DCIM100MEDIA
На мосту
DCIM100MEDIA
My roses
PIC_0206
Болото
PIC_0090
The sun in the town
DCIM100MEDIA
Храм
DCIM100MEDIA
Узор
PIC_0007а
Pentane combustion (1%CCl4)
Нанотехнологии
наноболт 1
Teg cloud
Календарь
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  
Книга о пламёнах.
Книга о пламёнах.
Книга о горении газов
Книга о горении газов
Книга о горении твёрдых тел
Книга о горении твёрдых тел
Навстречу
PIC_0007
Funeral to Kerry 1
Funeral to Kerry 1
Perpetual motion
PIC_0151
Осеннее солнышко
DCIM100MEDIA
Funeral to Kerry 2
Funeral to Kerry 2
Under control
PIC_0035
Благословение
PIC_0035тт
Sunrise
DCIM100MEDIA
Farewell in purple
PIC_0236
The sun in the town 1
DCIM100MEDIA
Жить станет дешевле ?
DCIM100MEDIA
Бюджетник Васька
DCIM100MEDIA
Русские горки
Русские горки
Откудахтались
Откудахтались
Sunrise in the town
DCIM100MEDIA
Воспламенение H2 над Pt
Сервис ненавязчив
Сервис ненавязчив
Аллегория рекламы
Аллегория рекламы
This site is protected by WP-CopyRightPro