По уши в оттоке капитала. И во вранье
набиулина, глава Центрального Банка России, дала такое выступление в парламенте, за которое ей впору присудить Шнобелевскую премию. Оказывается, что деньги от экспорта, которые оседают за границей, это валюта, предназначенная для импорта. А не отток капитала, который мы себе придумали.
На днях глава Центробанка России Эльвира Набиуллина выступила перед российскими парламентариями, поведав о текущей ситуации в экономике. По её словам, в последнее время валютный контроль был смягчён, так как ситуация немного успокоилась.
Также глава ЦБ напомнила, что его целью является защита от санкционного давления. Но он не должен мешать внешней экономической деятельности. При этом она уточнила, что отрицательное сальдо финансового отчёта – «это не отток капитала».
«Это не потерянные деньги для российской экономики. Прежде всего, это заметная часть валюты, которую наши компании и граждане держат за рубежом, в том числе для покупки импорта и для обслуживания внешних экономических операций», — подчеркнула набиулина.
Она пояснила, что эти средства компании используют для обслуживания кредитов. И если это авансирование импорта, торговое финансирование, то «не корректно» называть это оттоком капитала, считает чиновница.
«Это возвращается в виде товаров и так далее. Разделить эту величину практически невозможно, потому что у нас такой статистики нет. Но мы оценивали по косвенным показателям — где-то четверть сальдо финансового счёта, 227 миллиардов в этом году. Это торговые кредиты и авансы. Часть при этом в этом сальдо финансового счёта — это оплата внешних долгов, которые были у компаний, у банков. Сумма достаточно большая, порядка 40 миллиардов», — отметила она.
Плюс к тому несколько миллиардов рублей вывели со своих российских счетов наши граждане. То, что набиулина считает оттоком капитала, а именно «тёмные схемы», которые трудно отследить, составляет сейчас около одного миллиарда...
...Валентин Катасонов:
...«После этого заявления дамы с Неглинки всем авторам учебников по экономике надо срочно переписать их, исправив разделы по платёжным балансам.<…> Оказывается, отрицательное сальдо финансового счёта, важный или важнейший раздел платёжного баланса, не означает оттока капитала. Набиуллина с трибуны Госдумы озвучила новый догмат экономической и финансовой науки». Я, правда, постеснялся предложить выдвижение Набиуллиной на лауреата Нобелевской премии по экономике"...
— Да! А насчёт того, что отток капитала — это тот несчастный миллиард, который они отнесли к сомнительным операциям... Как говорится, без комментариев. Это означает, что либо они не умеют отслеживать сомнительные операции. Либо они делают вид, что не умеют. Потому что эти операции измеряются десятками и сотнями миллиардов долларов.
Ещё в 2003 году я написал книгу, которая называется «Бегство капитала». Я там как раз подробно разобрал, как за отдельными позициями платёжного баланса скрывается это бегство капитала.
И бегство капитала не обязательно отражается в том разделе платёжного баланса, который называется «финансовый счёт». Это может проходить по другим позициям. Например, торговый баланс по услугам.
А торговый баланс по услугам, или значительная часть импортных услуг, — это просто способ перекачки денег за границу. Это вроде как позиция текущего счёта платёжного баланса. Через текущий счёт тоже утекает очень много денег.
Я бы не хотел погружать аудиторию в тонкости финансового анализа. Но меня умилила её фраза насчёт того, что деньги от экспорта, которые оседают за границей, — это, оказывается, валюта, предназначенная для импорта.
Я каждый год считаю чистый отток финансовых ресурсов. И не только по позиции финансовой и счётной, по другим статьям платёжного баланса. За 30 лет моя консервативная оценка без учёта контрабандных схем, которые не отражаются вообще в платёжном балансе, — два триллиона долларов. Это те деньги, которые осели за границей, якобы предназначенные для оплаты российского импорта. Но расскажите кому-нибудь другому. Если задать держателю счёта в британском банке Barclays или «Сосьете Женераль», который управляет деньгами российского происхождения или является владельцем: вы собираетесь с этих денег, с этого счёта оплачивать какой-то российский импорт? Он на вас посмотрит, как на сумасшедшего. И покрутит пальцем около виска: ребята, вы с бодуна, что ли? У меня это деньги для других целей.
Не важно, для каких целей. Эти деньги в Россию никогда не вернутся. Или вернутся, но для того, чтобы наварить какую-то спекулятивную прибыль на Московской бирже. И потом опять умчаться в какие-то офшорные юрисдикции. Можно смеяться, можно плакать по этому поводу. А можно проанализировать, написать какую-то бумагу в Генпрокуратуру.
Она озвучила сальдо финансового счёта. А я бы озвучил другую цифру. И она вообще получается запредельная. По итогам года положительное сальдо баланса торговли товара составило 308 миллиардов долларов. Я даже пересчитал эти 308 миллиардов по среднему курсу рубля в прошлом году. У меня получилось ровно 20 триллионов рублей. А если сопоставить эти 20 триллионов рублей с доходной частью бюджета, то получается примерно три четверти доходной части бюджета.
Мы пытаемся искать какие-то копейки, чтобы покрыть какие-то расходы, закрыть какую-то дыру в бюджете. А почти целый бюджет уходит каждый год. И прошлый год был рекордным. Такого сальдо ни по торговому балансу, ни по финансовым счетам не было вообще ни разу за 30 лет.
— То есть это что-то запредельное. И главное, что всё это ушло. Ушло в тот год, когда Россия начала Специальную военную операцию. Когда была (и есть!) острая потребность в финансовых ресурсах для экономической мобилизации. Конечно, не только Набиуллина отстаивает вот эту валютную либерализацию, но и Минфин. Не так давно замминистра финансов Алексей Моисеев сказал о том, что "мы (он и глава Минфина Антон Силуанов. — Ред.) твёрдо стоим на своей позиции и не будем требовать возвращения валютной выручки в Россию и обязательной продажи 50 процентов...".
— Они затронули очень серьёзный вопрос. Дело в том, что за 30 лет у России было хроническое превышение экспорта над импортом. И если просуммировать это активное сальдо платёжного баланса и ту дельту, которая осела за границей, то по минимальным, консервативным оценкам, получается, два триллиона долларов осело за границей. Это порождает вопрос: почему у нас такая несбалансированная торговля?..