Без денег, кадров и технологий. Что не так с планом развития экономики РФ. Да всё не так
Владимир Путин провел заседание президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Началось мероприятие по меркам Кремля исключительно рано — в 9:40 утра. Члены правительства, собранные чуть ли не засветло, похоже, внутренне зевали, но пытались не подавать виду. Тем более что дела обсуждались важные, стратегические. О чем договорились?
Прощайте, нацпроекты
Премьер Михаил Мишутин заявил, что из-за последствий коронавируса в России возникают жесткие бюджетные ограничения. Переводя на простой русский язык, денег у государства нет
«Распространение коронавируса и его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой, создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета», — констатировал глава правительства.(цитата по «Интерфакс»). Это придется учитывать при определении целевых показателей нацпроектов и темпов движения к этим целям.
В итоге премьер допустил продление сроков нацпроектов с 2024 года до 2030 года.
Судя по тому, какую дату озвучил Михаил Мишустин, с нацпроектами фактически можно распрощаться. Когда в России начинают рассуждать о каких-то планах развития с горизонтом больше двух-трех лет, это значит, что есть необходимость построить потемкинскую деревню, но жить в ней, очевидно, никто не собирается. Потому что абсолютно неясно, особенно в нынешних условиях, что будет с экономикой в ближайшие полгода. А через 10 лет – это какое-то запредельно далекое будущее, когда и эмир может умереть и несколько ишаков издохнут, и еще бог знает, что случится.
Опять «структурные реформы»
Однако расти экономике нужно здесь и сейчас, иначе президент не поймет. Но как этого добиться? Россия может выйти на темпы роста ВВП в 3% в 2023 году и даже ранее, но сохранение устойчивого роста российской экономики на этом уровне невозможно без структурных реформ, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.
По его словам, в длительной перспективе устойчивое сохранение экономики на такой траектории развития требует работы по нескольким направлениям.
1. Запуск инвестиций с максимальной локализацией производства оборудования
2. Перехода экономики на новую технологическую базу;
3. Кадровое обеспечение экономики, включая инженерные и рабочие профессии.
4 Структурное реформирование институтов экономики, снятия регуляторных барьеров, особенно в новых областях предпринимательской деятельности
Химеры и несбыточные надежды
Позиции Андрея Рэмовича, как экономиста-государственника известны. Но чем дальше, тем больше они выглядят химерическими.
Крупнейший инвестор в России – это государство. Других у нас уже много лет не водится. Но проблема в том, что государство в значительной мере инвестирует деньги, полученные от продаж углеводородов на внешнем рынке. А с учетом цен нефти в районе 40-50 долларов за баррель (хорошо, если так) и снижения объема поставок правительству в обозримой перспективе придется скорее думать обо всех прелестях жизни в условиях ограниченных доходов. А не об инвестициях.
Перейти на новую технологическую базу в России невозможно из-за санкций и отсутствия доступа к современным технологиям и оборудованию. Чем дольше мы находимся на обочине этого глобального и стремительно развивающегося рынка, тем больше отстаем. И скоро это отставание станет критическим.
Кадровые проблемы в России огромны – и к их решению никто толком и не подбирался. На это накладываются и демографический провал, и слабая система среднего и высшего образования, и региональная отсталость. Кадры решают все, это правда. Но чтобы вновь начать их ковать в России, нужно что-то большее, чем нацпроекты.
Ну и то самое «структурное реформирования институтов экономики» — вечный жупел, с которым бродят по стране статусные сислибы во главе с Алексеем Кудриным. Как система, все больше напоминающая автократию восточного толка, будет внутри что-то реформировать — так до сих пор и неясно.
Неуловимый план
Но самое интересное тут вот что. В апреле Владимир Путин поручил правительству подготовить к 1 июня общенациональный план по восстановлению страны от последствий пандемии коронавируса.
2 июня Михаил Мишустин представил план президенту. Но глава государства дал поручение уточнить ряд его параметров, подчеркнув, что реализация плана должна начаться с 1 июля. Проще говоря, документы этот Путин не принял
19 июня правительство направило президенту Владимиру Путину доработанный проект общенационального плана восстановления экономики. И вот прошел уже месяц, но о содержании плана почти ничего неизвестно. И вряд ли он начал выполняться с 1 июля.
А он вообще существует? Или что в нем такого, что его невозможно представить широкой публике? Очень похоже, что план это без особого энтузиазма был встречен частью российской элиты, которой он коснется. И они свое мнение твердо донесли до президента. А Владимир Путин теперь в любимом им стиле держит паузу. Но чем дольше нет этого стратегического документа, тем сильнее все это бьет и по правительству, и по премьеру. И по и так ослабленной российской экономике.
Очередное бла-бла. Развивать что-либо они не могут в силу своей тупости, да и не хотят, если честно. Они только под ограбление заточены. Вот как задумали стариков грабануть, так провернули всё за пару дней, всё приняли, проголосовали и воплотили, и вот мы уже не получаем пенсию, быстро и эффективно.
Неужели у кого-то из здравомыслящих были сомнения, что нацпроекты — это очередная чушь?!
В их реальность верили и, наверно, будут продолжать верить наши недалекие сограждане,а соответствующее сопровождение для поддержки этой веры будут обеспечивать телеупыри Скабеева, Соловьев и далее по списку!
Уже осточертело слышать о точках роста, цифровизации, усилении того и сего!
Бездарность и серость неспособна на созидание. Она способна только плодить себе подобных и ничего более!