Искусственный интеллект поборет коррупцию
Поскольку человеческий интеллект не в силах понять Россию («Умом Россию не понять...», Федор Тютчев, 1866 год), Владимир Владимирович Путин на прошлой неделе сказал — будем развивать интеллект искусственный. Да и в целом неделя прошла под знаком новостей в области умственной деятельности: гуманитарии показали себя во всей красе — один профессор совершил русофобский камингаут, другой — расчленил свою студентку-любовницу.
Технической интеллигенции отличиться не удалось — ее уничтожили раньше.
Действие следующего «Терминатора» разыграется, похоже, на наших просторах. Старенький Т-800, в китайских черных очках из подземного перехода, будет, скрипя суставами, вышибать чиновничьи двери и, не найдя на месте министра, хрипеть: «Я вернусь». Чиновники, забаррикадировавшись в подвалах тоннами постановлений и прочих нормативных документов, организуют сопротивление и откроют охоту на разумные машины, забивая их словно мамонтов дыроколами.Смех смехом, но послушаем президента: «Технологии искусственного интеллекта позволяют избавиться от косности и неповоротливости бюрократической машины, кардинально повысить прозрачность и эффективность административных процедур...». Тревожно звучит для нынешней системы. А теперь, главное: «Потому что только в этом случае (внедрения ИИ — авт.) люди будут видеть, что и как делает власть». А вот это — вообще приговор. Если люди будут видеть, что и как делает власть...
Как думаете, заработает у нас национальный проект «Искусственный интеллект»? Учитывая, что писать его будет та самая власть, приговор которой он выносит. Хотя проект, наверняка, будет красив как конфетный фантик. И примерно так же полезен. Как и прочие национальные проекты.
Чтобы не быть голословным. Есть нацпроект «Демография» и майский указ президента. Согласно этим документам, мы должны размножаться как кролики и к 2024 году выйти на «устойчивый естественный прирост» населения. Но тут на неделе Счетная палата говорит — не выйдет, как ни дергайся, Россия вымирает, даже мигранты не спасают. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментирует: да мы знали эти цифры, ничего необычного, две демографические ямы сошлись, одна с войны еще, другая из девяностых. Хорошо, куликовскую битву не вспомнил. Но только если знали, зачем несбыточные планы в проекте рисовать? Потому что красиво? А конфетка под фантиком будет, а?
Анекдотом недели, конечно, стал следующий:
— Алло, это прачечная?
— Клоачечная! Это высшая школа экономики.
Собственно историю филолога Гусейнова, высказавшегося о клоачном русском языке (на самом деле — о его профессорском отношении к стране), пересказывать нет смысла. Но дальше было веселее. Оплот свободы и либерализма, ВШЭ, созвала внеочередное партийное (ой, не так называется, но сути не меняет) собрание, где филолога заклеймила позором и призвала извиниться. Но собрание ВШЭ это вам не Рамзан Кадыров, и господин Гусейнов послал их подальше: не буду, мол, извиняться перед теми, кто моего русского языка не понимает. А почему такой дерзкий? Очень просто. Сразу после скользкого текста Гусейнова прошел совет по русскому языку под руководством Владимира Путина. И филологические изыски профессора ВШЭ пришлись ко двору. Президент на совете и пещерных русофобов вспомнил и вообще рассказал, как язык важен для нашей страны. Ну как в таких условиях Гусейнова наказывать?
Главным на этом совете было, однако, заявление к языку относящееся не на прямую. Путин, говоря о подготовке школьных учителей русского, усомнился в целесообразности разделения их обучения на бакалавриат и магистратуру. Сказал что может стоит возродить прежнюю систему: готовить преподавателей пять лет и давать им полноценное образование. Но для ряда технических специальностей существование бакалавриата и магистратуры подходит. При этом министр просвещения Ольга Васильева признала, что бакалавриат — это всего лишь незаконченное высшее образование.
Что мы в результате видим? Что техническую интеллигенцию, всегда составлявшую гордость нашей страны и уничтоженную на корню всеми этими эффективными менеджерами (выпускниками, в том числе, ВШЭ), возрождать как-то нет желания. Потому что инженер, способный (так, для примера) не только спроектировать авиадвигатель, но и объяснить, почему не надо в наш самолет импортный двигатель запихивать, — опасен для менеджера. Нужны ведь не созидатели и творцы, помнящие, что такое Родина, а криэйторы.
Ну, и чтобы с темой образования закончить — две цифры, озвученные на неделе все той же Васильевой. 60% школ в России являются ветхими. 25% учителей — пенсионеры. Учителей не хватает настолько, что готовится законопроект, позволяющий студентам педагогических вузов и колледжей преподавать в школах. Просто у нас любая оптимизация почему-то означает сокращение работающих и рост числа управляющих. В школах так дооптимизировались, что наверняка где-то физруки физику ведут. Почему нет? Созвучно же.
Теперь послушаем Чубайса. На неделе вышел документальный фильм «Гибель империи» о распаде СССР. Там Анатолий Борисович говорит, что «вся страна, за исключением нескольких сотен тысяч идиотов, понимала, что она выстроена на лжи, с начала и до конца». После того, как фильм вышел, глава «Роснано» Анатолий Чубайс назвал вырванной из контекста свою фразу о советских гражданах. Допустим. Но в том же фильме он говорит, что суть советского человека — получать деньги и ничего не делать: «Это суть советского человека, суть советской власти. Работает идиот». Может это означает, что у нас сейчас советская власть в чубайсовском прочтении?
Потому что идеология «работает идиот» главенствует.
Кстати, вы помните, что в прошлый понедельник был День народного единства? Нет? Непонятно, какого единства? Тут в этих ваших интернетах рецепт предложили: если в этот день посадить Чубайса, то праздник станет поистине всенародным.
На неделе погиб советский человек. В нашем понимании советский, не в чубайсовском. Чиновник, кстати. Глава Холм-Жирковского района Смоленской области Олег Макаров. Полез в горящий дом, помог главе семейства вывести из дома жену и дочерей. Полез опять, пытался тушить. Не смог. Сердце не выдержало.
Вот на таких наша страна и держится. Никакой искусственный интеллект этого не поймет.