Платежи в помойку: Счетная палата признала провал «мусорной реформы»
Специалисты Счетной палаты сделали неутешительные выводы о ходе реализации «мусорной реформы», которую население оплачивает вот уже почти два года.
«Отравляют воздух, воду, почву…»
«Анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной. Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву», — говорится в отчете Счетной палаты по мониторингу и анализу ситуации в мусорной отрасли.
Отдельный пункт посвящен финансовому положению отрасли, тем более что, как показывает практика, в разных регионах и субъектах тарифы для населения могут отличаться в разы. При том, что даже завышенные нормативы не гарантируют отсутствие финансовых проблем у регоператоров. Например, диапазон цен на их услуги составлял в 2019 году от 244 руб. за уборку кубометра мусора до 1 тыс. 411 руб. за тот же «куб».
Пожалуй, самое важное в выводах СП – отсутствие нормальных программ по сбору и утилизации мусора, ведь и вся реформа затевалась два года назад именно из-за этого.
Аудиторы СП проанализировали 67 региональных программ и обнаружили, что пока лишь 39 регоператоров реально занимаются и внедряют технологии раздельного сбора мусора. Просто для информации – в России 85 субъектов, то есть раздельный сбор мусора практикуется менее чем в половине регионов.Да и в тех субъектах, где все-таки это пытаются внедрить, дела движутся со скрипом.
Отсюда и другие показатели, а также «пробуксовки» самой реформы на большей части территории страны. По данным Росприроднадзора, на момент формирования национального проекта «Экология», в России насчитывалось свыше 8,3 тыс. свалок, из них 916 свалок на территории городских округов.
Здесь стоит пояснить, что эти данные относятся только к легальным объектам подобного рода, сказать, сколько несанкционированных свалок появляется ежегодно, сегодня не может никто. Таких данных просто нет ни в одном ведомстве.
Свалки или полигоны?
Как «критическую» аудиторы характеризуют ситуацию с официальными полигонами ТБО, по расчетам Счетной палаты, в 32 регионах мощности таких объектов будут исчерпаны уже в 2024 году, а в 17 субъектах это произойдет еще раньше, на рубеже 2022 года.
Короче говоря, ни сама реформа, ни её осуществление пока не привели к сколь-нибудь заметным сдвигам и тем более не позволяют говорить о каких-то заметных достижениях. Более того, во многих регионах существует реальная угроза банкротств региональных операторов и, соответственно, повторения «мусорных коллапсов» по челябинскому типу осенью 2018 года.
Чтобы не выглядеть голословными, напомним, что Накануне.RU не раз отмечало проблемы в сфере строительства современных полигонов на территории, скажем, Уральского федерального округа. Например, за два с лишним года так и не появилось даже полноценного проекта нового полигона для Челябинска – несмотря на все уверения чиновников, такой объект в Чишме так и не создан, а «временный полигон» в Полетаево уже стал предметом протестов местных жителей и судебных разбирательств. Ровно такая же ситуация в соседнем Екатеринбурге, где правительство пока так и не определилось с площадкой для полигона для нужд мегаполиса. До «мусорного коллапса» в уральской столице пока еще не дошло, но, по мнению экспертов, это перспектива буквально двух-трех лет.
Аудиторы СП предложили в своем отчете ряд мер, направленных на изменение ситуации, какие из них будут реализованы и будут ли реализованы вообще, сказать затруднительно. Тем более что часть из них, если честно, пока выглядят не более чем благими пожеланиями, например, пункт второй – «расширить меры финансовой поддержки инвестиционных проектов в области обращения с ТКО».
В бюджетах муниципалитетов, а сейчас и в бюджетах регионов денег нет не только на «мусорную реформу», но и на многое другое. Денег нет (при сохранении текущих подходов в экономической политике) и в бюджете страны, дефицит которого по итогам года составит 4,4%, депутаты Госдумы вскоре приступают к верстке бюджета на 2021—2023 годы и ряд статей обязательно будут секвестрированы.
Планов громадьё
Но проблема не только и не столько в деньгах, в конце 2019 года Алексей Кудрин и тогдашний генпрокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме, приводили прямо-таки удручающие показатели. У половины нацпроектов исполнение в том году составило не выше 20%, кстати, в числе неблагополучных по исполнению называлась тогда и программа «Экология». А ведь все это было еще до резкого падения цен на энергоносители и до пандемии коронавируса!
Вливание миллиардов на мусорки, конечно, радует, только вот не странно ли, что открытие обыкновенных помоек в регионах порой уже превращается в целую торжественную церемонию? Эту ли цель ставила «мусорная реформа»?
Фото: vk.com/sovsovet74
И снова отметим расхождения в цифрах и показателях разных ведомств и чиновников. Как было сказано выше, по данным Счетной палаты, уровень утилизации сейчас не превышает в стране 7%. В то же время в главном ведомстве по «мусорной реформе» заявляют о планах за оставшееся до конца года время увеличить объемы переработки и утилизации мусора вдвое. Воля ваша, но что-то тут опять не сходится – спрашивается, почему за почти два года реформы было сделано так мало, а теперь вдруг за три месяца будет бурный рост?
«Элиты ведут войны, а арбитра нет»
Бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов назвал причины провала «мусорной реформы».
«Есть определенный скепсис по поводу того, как идет „мусорная реформа“. Многие частные инвестиции были приостановлены из-за того, что заявленные меры господдержки рынок не увидел. Это софинансирование строительства мусороперерабатывающих объектов, уменьшение количества полигонов и прочее-прочее. Никаких мер, в том числе, и рынка зеленых облигаций, так и не состоялось. И все это вкупе стало причинами того, что реформа заваливается на бок», – указал эксперт в беседе с НСН.
Кроме того, по словам Неверова, началась борьба «мусорных элит», а арбитра в этой борьбе нет. «Уже работавшие на рынке предприятия не захотели лишиться своих денежных потоков и отдавать их операторам, которые образовались в начале реформе. Это был передел рынка, это тормозит реформу, а арбитра нет», – отметил эксперт.
По мнению же омбудсмена, виновником провала реформы называть только Минприроды РФ нельзя. Это «общая неудовлетворительная работа».
https://www.nakanune.ru/articles/116394/?utm_referrer=mirtesen.ru
Наверно опять тарифы поднимать надо, а то не идет реформа... Живем на помойке, за это еще и платим...