Особенности национальной древнейшей профессии
Ликвидация «Новостей» отчего-то вызвала дискуссию.
Было бы понятно, если бы разговор развивался в чисто человеческой плоскости — вот, мол, старое новостийное агентство, рушатся традиции и все такое. Или протекал бы в русле общих рассуждений в плане того, что костлявая рука оптимизации дотянулась уже сюда, и косит без разбору некогда славное Совинформбюро. Можно было бы вообще всплакнуть по советскому наследию, еще одна реликвия утрачена. Однако нет, дискуссия потекла по привычному, а значит, как вседа далекому от реальности конспирологическому руслу.
Что это было? Октябрь 17-го, новый Коминтерн или напротив сталинские разборки с Коминтерном? На мой взгляд, разговоры подобного рода — дело пустое, и их функция скорее развлекательная, нежели эвристическая и познавательная, под стать, кстати говоря тем самым масс-медиа, которые переходят из рук одного собственника в другие, или того больше просто перекладываются собственником из одного кармана в другой.
Нынешнее медийное поле вообще напоминает мне американские фермерские поля из передачи «Международная панорама» год этак за 1984-ый, в которой советским зрителям рассказывали о том, что поля пусты и голы оттого, что американское правительство платит фермерам за то, чтобы там ничего не росло.
С нашими нынешними нашими СМИ точно такая же ситуация. Весь смысл их существования не в том, чтобы что-то формировать что-то и что-то развивать в головах и душах, а в том, чтобы не делать этого. И думать, что нас ожидает нечто иное — это само по себе громадное заблуждение.
Во-первых, потому что формировать и развивать у нас не рекомендуется законодательно.
Во-вторых, потому что отсутствует аудитория, которую следовало бы формировать. Что тут говорить, даже новости мало кому интересны. Люди погружены в бытовые хлопоты настолько, что до политических новостей и новостей общественной жизни им нет никакого дела.
Можно, конечно, восторгаться захватом телеграфа, приписывая власти сомнительные заслуги щедринского Василиска Семеновича Бородавкина, покорявшего свои же собственные владения, но на самом деле: Кто все это смотрит? Кто все это читает? Время медиа-гигантов подходит к концу.
И ныне весь смысл владения ими именно в том, чтобы пока они не сгинули еще подобно динозаврам, не давать сеять другим, а не в том, чтобы сеять самому. Информационное поле ныне тем ценнее, чем больше на нем произрастает сорняков, невнятного унылого контента, обильной информации о чем угодно только не о том, что на самом деле важно и значимо, не о том, что на самом деле происходит. Подобное осорнячиванье при этом ориентировано вовсе не на широкие массы, которые, как уже было сказано к глобальной проблематике интерес совсем потеряли. Все это сделано уже для слоя образованного, который один только и пытается что-то или кого-то поймать в необъятных информационных полях.
Вот после того, как он поймет тщетность собственных усилий и оставит это бесплодное занятие, СМИ, медиа можно будет не просто оптимизировать, а вовсе подвергнуть утилизации, то есть искоренить. Никто и не заметит.
По материалам « Сергей Морозов, zavtra.ru»